О чем «говорят» картины Светлина Русева?

11.04.2018

О чем «говорят» картины Светлина Русева?

С 11 апреля до 13 мая в залах
Галереи искусств Зураба Церетели
Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств
пройдет
Выставка: Светлин Русев. Живопись.
Избранное. 1988 – 2018

Российская академия художеств, Посольство Республики Болгария в Российской Федерации при содействии Болгарского культурного института в Москве представляют выставку «Светлин Русев. Живопись. Избранное. 1988-2018». Экспозицию составляют более 50 произведений знаменитого болгарского художника, иконописца, культурного деятеля и коллекционера живописи Светлина Русева, отражающие основные этапы творчества мастера.

Многофигурные композиции, портреты, пейзажи, монументальные работы художника – это постоянный поиск духовного начала и неустанная попытка каждый раз заново философски осмыслить действительность. Его произведения через особую пластическую выразительность воздействуют на эмоциональное состояние зрителя. Бытовое и тривиальное здесь приобретает смысл чего-то рокового. Прозаичное и повседневное звучит с интонацией суровой поэзии. Пленэрная живопись автора ведёт нас порожними тропами, через голые поля под мрачным небом, длинными и безлюдными дорогами, восходящими к хмурым горизонтам. Часто в своих фигуративных композициях художник обращается к самым тяжелым эпизодам истории. Творчество живописца, дерзнувшего отразить трагизм бытия, включает и произведения, вдохновленные ясными, красивыми чувствами.

Светлин Русев родился в городе Плевен (Болгария) в 1933 году. В 1959 году он закончил Художественную академию в Софии по специальности «Живопись» у профессора Дечко Узунова. С 1975 года Русев – профессор Академии художеств, с 1973 по 1985 год был председателем Союза болгарских художников, а с 1985 по 1988 – директором Национальной художественной галереи. В 1985 году он подарил родному городу свою коллекцию болгарского, африканского и восточного искусства, которая послужила основой постоянной галереи, названной в честь дарителя. Наряду с многочисленными станковыми произведениями, Русевым были созданы монументальные росписи храма Святого Андрея Первозванного и Святой Елены в Калифорнии, а также иконы и фрески церкви Святой Параскевы в с. Рупите, на родине Ванги, где мастер разработал и реализовал свою новаторскую концепцию религиозного искусства.

Художник является академиком Болгарской академии наук, членом-корреспондентом Кюнстлерхаус (Вена), членом Фламандской королевской академии (Бельгия), зарубежным почётным членом Российской академии художеств, членом академии «Медичи», членом осеннего салона Д`Отон (Париж) и фонда «Ника-Кай» (Токио). 

Творчество художника хорошо известно как на родине, так и за рубежом. Он лауреат многих престижных государственных наград в области искусства. Произведения Светлина Русева входят в собрания Национальной художественной галереи города Софии, всех художественных галерей и многих частных коллекций в Болгарии; музеев, галерей и частных коллекций в Москве, Париже, Лондоне, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Аахене, Стокгольме, Мюнхене, Бонне, Гамбурге, Берлине, Гессене, Риме, Бухаресте, Варшаве, Дрездене, Праге, Афинах, Брюсселе, Франкфурте, Майами, Чикаго, Вене, Кобленце, Будапеште, Пекине; а также коллекционеров и галерей следующих стран: Голландии, Японии, Швеции, Греции, Аргентины, Венесуэлы, Кубы, Италии, Португалии и др.

«Популярность и престиж художника Светлина Русева делают излишним употребление обыденных, хвалебных слов, которые превратились сегодня в протокольный шаблон. Его живопись давно нашла путь к зрителю благодаря десяткам персональных выставок по всему миру. Значительная часть произведений художника занимает заслуженное место в государственных и частных собраниях ряда стран. Почетные звания и награды свидетельствуют об официальном признании его таланта. Однако, не знаю почему, именно в этот момент, когда живописец находится в апогее своей творческой карьеры, воспоминания незаметно уводят меня в далекое время его скромного дебюта, более четырех десятилетий тому назад…

Дебют каждого молодого автора неизбежно, тем или иным образом, несет отпечаток духа среды и эпохи. У Светлина это влияние иногда с обратным знаком: уже в его ранних полотнах улавливаются элементы противостояния общепринятым нормам. С годами эти элементы будут развиваться и спаиваться в ту органическую целостность, которую мы называем самобытным стилем. Поэтому его оригинальность питалась не суетным желанием быть нестандартным, а элементарной необходимостью быть верным самому себе.

Если человеку есть что сказать, он говорит. Пренебрегая обязательным в те годы «реквизитом» идейных постулатов, Светлин отрицает живопись как форму визуальной дидактики, достигая ее предвечной сущности откровения. Так рождается его искусство – жизненное, но не непременно оптимистическое, красивое, но несозданное для украшения, эмоциональное, однако зачастую и меланхолическое, даже трагическое, какой иногда оказывается и сама жизнь».

Богомил Райнов,
поэт, писатель и искусствовед


«...Его картины особым образом воздействуют на мое воображение. Художник исследует и движется едва ли не в границах невозможного, преимущественно в поисках духовности. Мне даже трудно назвать его работы картинами. Скорее это зоны тишины, превращенные в инструмент безмолвия.

Почему Светлин Русев выбирает тишину или почему он ее предпочитает? Он не рисует рай, потому что там курят фимиам, все время поют псалмы и веет скукой. Не рисует и ад, поскольку там все время шум и гам, колют дрова, складывается костер, стоит гвалт, слышны крики грешников и так далее. Он ищет человека в тишине, чтобы поднять его над будничным галдежом. Даже бегущий человек с факелом бежит в каком-то особом напряженном молчании. Это бег Прометея в современности, наполненной напряженной тишиной!»

Йордан Радичков,
писатель, драматург и сценарист


«ЧТО МНЕ ГОВОРЯТ КАРТИНЫ СВЕТЛИНА РУСЕВА?

«Прежде всего картины меня убеждают, что «В хаосе любого настоящего времени плавают частицы Вечного времени – пылинки той глины, из которой Бог зачал человека!»
Они мне говорят: «Иди, до тех пор, пока горизонт перестанет двигаться. Конечная остановка самопознания – это чистосердечный отказ от самого себя. Это не смерть, а отправная точка в дальний путь!»
А также: «Будь верен самому себе. Честно неси свой крест. Только так крест превратится в перекресток, в развилку дорог, где личная судьба сливается с судьбами миллионов!»
И еще: «Только искусство способно превратить твою личную трагедию в соблазн для других, в страстное желание обладать частицей твоей боли!»
И прекраснее всего то, что картины Светлина Русева презирают самовлюбленных монологов. Их сила заключается в диалоге. Но они начинают говорить только, если их спросишь.
Это утешители, а не прорицающие клоуны. Я завидую всем, кто услышит больше, чем заслуживаю услышать я!»

Константин Павлов,
поэт и сценарист


Где: Галерея искусств Зураба Церетели
(ул. Пречистенка, 19).

Билеты в кассе музея.

Галерея

ВВЕРХ