«Единственный свидетель»: вторая премьера 30 лет спустя

17.07.2018

«Единственный свидетель»: вторая премьера 30 лет спустя

15 июля состоялся специальный показ фильма Михаил Пандурского «Единственный свидетель»
в кинозале Третьяковки.
Публикуем рецензию
Владислава Шувалова.

«На закрытии киносезона Третьяковской галереи состоялся специальный показ фильма Михаила Пандурского, болгарского кинорежиссера, передавшего из личной коллекции в Россию пленочную копию фильма, снятого по заказу Болгарского телевидения, с выдающимся русским актером Олегом Ивановичем Борисовым в главной роли.

Поразительно то, что копия была снабжена русскими субтитрами. Как говорят, фильм показывался единожды в Доме кино, о чем, впрочем, никто не помнит, кроме присутствовавшей на показе в Третьяковской галерее вдовы актера – Аллы Романовны Борисовой. Редкая особенность проекции не требовала иных подстроек к аудитории кроме известного энтузиазма руководства Болгарского культурного института и Отдела кинопрограмм Третьяковской галереи. Можно сказать, что на большом экране в России состоялась пленочная премьера фильма, одновременно снятого на стыке восточноевропейской традиции «кино морального беспокойства» и перестроечного советского кино конца 80-х так, что можно (и хочется) считать его «нашим фильмом» – созвучным настроениям дня и чувству поиска, точно попадающим в интонационную волну переживаний и понятным без объяснений.

…Резкий старт переполненного маршрутного автобуса едва не приводит к травме пассажиров. В ответ на громкое недовольство людей взбешенный водитель останавливает автомобиль и с монтировкой в руках бросается в салон разбираться с недовольными. За оскорбленную женщину вступается пожилой рабочий, который ставит на место зарвавшегося хама, впоследствии попадая героем дня в местную передовицу, а также в качестве единственного свидетеля в ход расследования о хулиганстве водителя автобуса; никто больше из числа пассажиров не вызвался оказать помощь следствию.

После фильма Алла Борисова рассказала залу, каким образом Олег Иванович оказался в болгарской картине. В 1988 году, когда актер находился на лечении, в квартире Борисовых появился Михаил Пандурский, режиссер-дебютант, известивший супругу актера, что в своем фильме готов снимать только Олега Борисова, в связи с чем готов ждать актера столько времени, сколько потребует состояние его здоровья. К съемкам приступили только через 5 месяцев, предварительно уладив театральный график Олега Ивановича во МХАТе. По воспоминаниям Аллы Борисовой, Олег Николаевич Ефремов, безоговорочно отпустил в Болгарию, на съемки неожиданного фильма, актера, занятого в театральных постановках. Съемки шли 21 день. Фильм прошел не только на Болгарском телевидении, но и по воспоминаниям Майи Праматаровой, сотрудника Болгарского культурного института, имел некоторую прокатную судьбу, что было нередким случаем для болгарского кино того времени, что по всей видимости объясняет тираж пленочных копий телевизионного фильма и совсем загадочное появление фильма в конкурсной программе 47-ого Венецианского кинофестиваля /1990/.

Об участии болгарского фильма с советским актером в главной роли на МКФ в Венеции стало известно поздно – Олегу Борисову сообщили, что советская делегация на кинофестиваль укомплектована и места для него нет. Алла Борисова рассказывала, что о присуждении Олегу Борисову «Кубка Вольпи» – приза венецианского кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли, они узнали от знакомых, слушавших «Голос Америки» – традиционная, к сожалению, советская история специальной или вынужденной, но изоляции отечественного художника от момента его мирового признания. Кубок, величиной с полметра, ехал на перекладных и достиг своего обладателя еще через несколько месяцев. В настоящее время награда находится в музее Олега Борисова в Приволжске Ивановской области.

Герой Борисова играет немногословную роль, портрет представителя шестидесятников, хотя он работает в слесарном цехе инструментального завода (вроде не из интеллигентов, но это не важно). Шестидесятники в 80-е – это предпенсионное поколение людей, успевших пройти многое. Они видели в детстве войну, честно верили в идеалы, иной раз ложные, добились успехов в профессии, кто-то обрушил свою репутацию (рабочий завода в исполнении Борисова, может быть, тоже имел другое занятие в прошлом, мы об этом не знаем), успели усомниться в идеалах, приняв их как заблуждение, пытались жить сообразно новому знанию о себе и обществе. В фильме Пандурского главным является не торжество справедливости, поскольку справедливости, строго говоря, никакой нет. Водитель автобуса, замученный бытом необразованный человек, отец троих детей, который накануне скандала был лишен премии и проколол шину, а после огласки несчастного случая оказавшийся на грани увольнения. Цепная история взаимных мелких несчастий, обернувшихся драматическим поворотом для всех участников: единственного свидетеля, водителя (Кирил Варайский, «Йо-хо-хо» /1981/, «24 часа дождь» /1982/, «Борис 1» /1984/, фильмы, шедшие в советском прокате), рабкора местной газеты (Ирен Кривошиева, «Отель «Централ» /1983/). Почти «бермудский» треугольник сомнений и уверенности, ошибок и упреков, ожидания и нетерпения, правоты навязанной и осознанной. Надо видеть, как герой Борисова молчит, опустив голову, не реагируя на советы доброхотов (увещевания жены и сына, жалостливый тон виновных, стремление автора статьи устыдить пребывающего в сомнениях свидетеля происшествия).

Сюжетное пространство фильма представлено в двух регистрах – реальном и ирреальном. С одной стороны, предлагается публицистический рассказ о последствиях одной газетной статьи, с другой стороны – приторможенное, будто выпавшее из времени, путешествие героя по городу. Персонаж Борисова бродит в одиночестве по свалкам заводской территории и запущенным переулкам пригорода Софии под музыку Валерия Милованского, удостоенного «Серебряной Озеллы», еще одного приза Венецианского кинофестиваля «Единственному свидетелю». Джазовые гитарные переливы будто из арт-рока 70-х, напоминающие психоделические элегии Pink Floyd и King Crimson, свидетельствуют о таинственном измерении, в котором пребывает герой Борисова. Его роль сыграна с силой эмоциональной откровенности, что не удивляешься не только награде Мостры, но и собственной аллюзии о незаявленном присутствии небесного (героя Борисова, некстати, зовут Христо Панов). Принадлежность к христианской тематике задает неосознанное, но верное понимание того, каким образом надлежит поступить главному герою. Очень важное сегодня понимание дает фильм тридцатилетней давности: что прислушиваться к внешнему миру невозможно. Мир неизбежно фальшивит в своих крайних, наиболее громких изъявлениях. У каждой стороны найдется своя правда и аргументы в защиту. Опыт сопоставления, молчаливое размышление, готовность свидетельства перед самим собой о допущенных ошибках дает шанс не допустить их повторения в будущем»

P.S. Еще несколько фрагментов прямой речи:

Михаил Панудрский: «Основное внимание в процессе работы над фильмом я уделял созданию центрального образа – бай Христо. Эта задача была для меня чрезвычайно интересной, тем более, что с самого начала у меня перед глазами стоял реальный образ актера, которого я решил пригласить на эту роль. Это популярный советский актер Олег Борисов. Вместе с ним мы и направили усилия на создание образа нашего современника, человека вроде бы самого обыкновенного, ведущего нормальную, даже банальную в своем монотонном повторении жизнь. Необычное в нем проявляется постепенно как следствие одного инцидента в автобусе, невольным свидетелем которого он становится и который заставляет его вступить в контакт со многими людьми. Именно здесь, в общении, во взаимоотношениях бай Христо с окружающими, я стремился показать абсурдное явление в нашей жизни, когда честный, благородный человек оказывается неудобным для окружающих и даже для самых близких ему людей. Он становится неудобным для них, так как своим молчаливым присутствием напоминает о чистой человеческой совести, давно отринутой. Невольно оказавшись в центре конфликта, бай Христо становится свидетелем эгоизма и бездушия, отчуждения между людьми. Он не говорит об этом, слова для него потеряли смысл. Мне было важно показать как представителя поколения, которое горело в работе и теперь постепенно уходит от нас. И страшно, что связь с ним рвется».

Олег Борисов: «Мальчик пытается запрыгнуть в уходящий автобус. Водитель не замечает его. Кто-то из пассажиров кричит, чтобы тот остановился, называет его дураком. Водитель озлоблен, лезет выяснять отношения, хватает монтировку. Среди пассажиров оказывается девушка, призывающая всех стать свидетелями его хулиганства. Но пассажиры быстро покидают автобус. Остается единственный свидетель – это я. Имя режиссера – Михаил Пандурски. Это его первая работа в кино, а у меня вторая заграницей. Режиссер предложил позаниматься болгарским языком, так как в сценарии много текста. Я в ответ на это предложил помарать текст…

… Я знал, что режиссер отправляется в Венецию с нашим «Единственным свидетелем». Его включили в основной конкурс. Молчание моего героя их так поразило, что премию за лучшую мужскую роль в Венеции присудили мне… Наши газеты как-то стыдливо об этом написали. Подтекст такой – премия премией, а картину-то никто не видел. Надо бы обсудить…»

По материалам сайта borisovborisov.ru

Галерея

ВВЕРХ