Сила струнного квартета. Гастроли «Филармоники» в Москве

01.11.2019

Сила струнного квартета. Гастроли «Филармоники» в Москве

1 ноября (пятница), 19.00 на сцене музея «Чайковский и Москва»
выступит квартет «Филармоника»
/«Филхармоника»
, при поддержке Софийской филармонии.

Концерт пройдет в рамках проекта «Новая болгарская музыка», который, по традиции, мы посвящаем болгарскому празднику – Дню народных будителей.


В программе:
Марин Големинов «Пять зарисовок для струнного квартета»
Милчо Левиева Струнный квартет (посв. П. Хиндемиту)
Дмитрий Шостакович Струнный квартет № 3 фа мажор (1946), op. 73

«Пять зарисовок для струнного квартета» Марина Големинова написаны в 1948 году для квартета «Аврамов». Эти изящные миниатюры передают особо деликатным и непритязательным способом красоту болгарской природы. Они быстро завоевывают сердца публики и становятся одними из самых исполняемых произведений в болгарской музыке. Не случайно композитор Димитр Христов называет их «болгарская «Маленькая ночная музыка». Сам композитор скромно говорит о них: «Они не очень сложные, эти «Пять зарисовок для струнного квартета», но я стремился проработать их детально. Будто бы вырезаешь что-либо из дерева, и вместо того, чтобы делать очень сложные фигурки, делаешь более простые, поменьше, но так, чтобы и они стали предметом искусства» («Марин Големинов» Румяна Апостолова, издательство «Музыка»).

Творческая дружба между Милчо Левиевым и Павлом Златаровым началась в 1999 году приглашением исполнить и записать его сонату для скрипки и пианино с его единственным струнным квартетом (1960-1961 гг.). С созданным квартетом «Гелиос», в котором играет и Милена Златарова, они осуществили единственную студийную запись произведения. Соната для скрипки прозвучала в двух концертных исполнениях Павла Златарова, при этом на первом концерте за роялем сам автор, а на втором, на сцене зала «Болгария», была исполнена версия для скрипки и симфонического оркестра с Софийской филармонией под управлением дирижера Васила Казанджиева. В продолжение следующих лет квартет «Гелиос» участвовал в подготовке альбома Милчо Левиева и Вики Алмазиду «Quiet Love», а Павел Златаров записывает часть музыки к фильму «Silent Movie» - одно поэтично-музыкальное подведение итогов творческого пути композитора.

Специально о концерте квартета «Филармоника» Милчо Левиев рассказывает следующее: «Пьеса посвящена Паулю Хиндемиту, я нашел его благодаря своему другу Василу Казанджиеву. Влияние является очевидным, но думаю, что у меня получилось перевести на язык джаза некоторые из приемов Хиндемита, и сделать один оригинальный продукт. Приятного (или неприятного) слушания с надеждой на то, что вы УСЛЫШИТЕ». 

В отличие от симфоний, камерная музыка Дмитрия Шостаковича стоит в стороне от «радара» советской партийной цензуры. Это жанр, в котором композитор может творить более свободно, и выражать более широко свой богатый внутренний мир. Пятнадцать струнных квартетов представляют собой своеобразный философский «дневник» современности, отраженный через зеркало его болезненной чувствительности. Похоже, что среди них Третий квартет долгое время занимает особое место в сердце композитора. Он считает его «одним из самых удачных моих произведений».

Написанный в 1946 году, квартет естественно связан с темой войны, которая в следующие десятилетия будет находиться в центре советской культуры. Но было бы чересчур поверхностно в музыке Шостаковича – особенно в камерных произведениях, искать напрямую выраженную программность. Музыкальные образы в его творчестве выходят за рамки отдельной личности или события и создают самостоятельную вселенную, наполненную болезненной красотой. 

Структура квартета построена на характерной для Шостаковича драматургии, при этом медленная часть идет после двух или трех быстрых частей и превращается в своеобразный смысловой центр. Здесь это четвертая часть – похоронный марш, причем перед ним не одно, а два скерцо, которые обостряют конфликты и сгущают напряжение, заложенное во вступительной части. Последняя часть обобщает темы и настроения предыдущих частей, пока все в конце исчезает вне обозримого бытия в одиноком голосе первой скрипки.



Струнный квартет «Филармоника»:

Павел Златаров (скрипка) является концертмейстером Софийской филармонии, он один из ярких представителей болгарской скрипичной школы. Его обучение проходит под руководством выдающихся педагогов: профессора Минчо Минчева, проф. Доры Ивановой, Людмилы Ивановой. Он является лауреатом III награды Международного конкурса скрипачей и пианистов им. Панчо Владигерова в г. Шумен, 1999 г. В этом же году номинирован слушателями «Аллегро Виваче» как молодой музыкант года. Павел Златаров известен как солист Софийской филармонии и других оркестров страны.  Получил степень магистра дирижирования от Совета королевских школ по музыке в Лондоне, его часто приглашают в качестве гостя-дирижера детских образовательных концертов в программе «Фортиссимо Фамилия».

Как солист и камерный исполнитель, многократно выступал в Японии. В период с 2002 по 2005 г. получил приглашение в качестве гостя-концертмейстера от оркестра Fondazione Toscanini (Парма, Италия), где участвовал в симфонических и оперных проектах с такими дирижерами, как Лорин Маазел, Хосе Кура, Романо Гандолфи, Джанлуиджи Джелмети. Гастролировал в Пусане, Южная Корея, в Бишкеке, Киргизстан. В сезонах Софийской филармонии выступал в качестве партнера с такими выдающимися исполнителями, как Пламена Мангова, Жан Бернар-Помие, Борис Бровцын, Александр Бузлов.

Анна Иванова (скрипка) родилась в 1977 году в городе Сливен. Заниматься скрипкой начала в пятилетнем возрасте в своем родном городе, училась у Маргариты Калканджиевой. В 1996 г. закончила Среднюю музыкальную школу им. Проф. Панчо Владигерова в г. Бургас, класс Людилы Ивановой. В этом же году поступила в Национальную музыкальную академию им. Проф. Панчо Владигерова, в класс скрипки проф. Верки Стефановой. Изучала камерную музыку у проф. Димитра Козева. В 2000 г. получила диплом бакалавра. В этом же году после конкурсного экзамена была принята в качестве артиста-оркестранта в Софийскую филармонию, а в 2016 г., после прослушивания, выиграла место помощника-концертмейстера.

Участвовала в мастер-классах проф. Доры Енчевой (Баден-Баден, Германия), проф. Минчо Минчева (Эссен, Германия), проф. Кеворка Мардиросяна (США), барокковой скрипки у Креета-Мария Кентала (Финляндия). Награждена за участие в конкурсах им. Мишо Тодорова - г. Сливен, им. Недялки Симеоновой - г. Хасково, «Конкурс за лучшее исполнение Болгарского музыкального произведения» - г. Бургас, «Конкурс за исполнение немецкой музыки» - г. Бургас. Анна Иванова в качестве гостя выступает на фестивалях в Болгарии и за ее пределами в составе различных оркестров и камерных коллективов. С 2005 г. выступает как первая скрипка в ансамбле старинной музыки «Saltarello», а с 2014 г. и в объединении барокковой музыки «Concerto Antico», с которым дала серию концертов в камерном зале «Болгария». Записывает для Болгарского национального радио и телевидения, а также для других звукозаписывающих компаний.

Милена Златарова (альт) является концертмейстером группы альтов Софийской филармонии. Она закончила Национальную музыкальную академию им. Проф. Панчо Владигерова, класс проф. Димитра Чиликова. Является обладателем первой награды, полученной на Национальной встрече «Стефан Сугарев», Кюстендил (1985), а также лауреатом внеочередной награды национального конкурса «Светослав Обретенов», Провадия (1988). Делала записи для Болгарского национального радио, выступала в качестве солистки Софийской филармонии и симфонических оркестров страны. В составе Софийской филармонии Милена Златарова имела счастье работать с исключительными музыкантами, такими, как Геннадий Рождественский, Сер Невил Маринер, Юлиян Ковачев, Гена Димитрова, Пласидо Доминго.

В период с 2002 по 2005 г. была приглашена как концертмейстер альтов в оркестр Fondazione Toscanini (Парма, Италия), где дирижировали такие всемирно известные имена, как Лорин Маазел, Владимир Спиваков, Мстислав Ростропович. Милена Златарова гастролирует успешно в различных камерных составах. Участвовала в созданном ее супругом, Павлом Златаровым, струнном квартете «Гелиос», с которым выступала с концертами во Франции и Тунисе. Гостила несколько раз в различных городах Японии в качестве камерного исполнителя. Она выступала с такими выдающимися музыкантами, как Пламена Мангова, Жан-Бернар Помие, Борис Бровцын и др.

Иван Лалев (виолончель) начал играть на виолончели в 10 лет под руководством своего отца – Христо Лалева, многолетнего концертмейстера виолончелистов в Софийской филармонии. Свое среднее образование получил в Национальной музыкальной школе им. Любомира Пипкова в Софии. В 1993 уехал в США, где продолжил образование у Фелиса Магенданса в University of Central Arkansas, а позднее обучался у Дениса Паркера в Louisiana State University. Иван Лалев известен как сольный и камерный исполнитель в США и Европе. В 2001 г. дебютировал в Карнеги-Холл в Нью-Йорке, где исполнил два произведения Диноса Константинидиса: Концерт для виолончели и оркестра и «Музыку для двоих» для виолончели и гобоя – мировая премьера, посвященная исполнителям.

Удостоен наград на конкурсах «Светослав Обретенов» - г. Провадия, Beethoven’s Club Young Artist Competition в Мемфисе и LSU Conserto Competition в США. В составе Болгарского струнного квартета в 1999 г. получил первую награду на национальном конкурсе камерной музыки MTNA в Лос-Анджелесе. С 1999 по 2011 г. Иван Лалев выступает как первый виолончелист в Baton Rouge Symphony Orchestra, Opera Luisiene и St. Louis Chamber Orchestra. Его часто приглашают в состав Saint Louis Symphony Orchestra. Работал с такими дирижерами, как Леонард Слаткин, Роберто Абахо, Ицхак Перлман, Жан Паскаль Тортелие, Питер Унджиян. В 2016 г. Выигрывает конкурс на место концертмейстера виолончелистов в Софийской филармонии.


Где: Музей «Чайковский и Москва»
(Кудринская пл., 46/54).
Вход по билетам.

Галерея

ВВЕРХ