Читка новой болгарской пьесы в Атриуме

15.08.2019

Читка новой болгарской пьесы в Атриуме

13 августа в Библиотеке иностранной литературы состоялась летняя встреча БКИ в рамках цикла «Читка род открытым небом».

Студенты-болгаристы МГЛУ вместе с гостями БКИ прочитали переведенную студентами пьесу Александра Секулова «Для электрического стула нужен ток».

Пьеса показывает нам двух героев: палача и мужчину, приговоренного к казни. За несколько минут до исполнения приговора происходит апокалипсис, и они оказываются один на один перед электрическим стулом.

С разрешением автора и переводчиков публикуем текст перевод. Все авторские права сохранены. В болгарской версии сайта опубликован оригинальный вариант пьесы.


Александр Секулов 

ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СТУЛА НУЖЕН ТОК*

 

Действующие лица

МУЖЧИНА

ЛЕОНАРД 

Перевод: Сорокина В.В., Либина П.И., Лучаев Д.И., Гореликова А.Д., Федорина М.С., Быкова Н.В.

Под редакцией Лучаева Д.И.

Контактная почта: luchaevdima@mail.ru 

*второе рабочее название пьесы – «Нет электричества для электрического стула»; автор пьесы настаивал на сохранении «нет» в русском варианте, так как подобная формулировка присутствует в оригинале. В качестве названия для постановки пьесы можно использовать любой из двух вариантов.



Темно. Лампа дежурного освещения горит в изолированном помещенье для исполнения смертного приговора. Электрический стул. На нём сидит МУЖЧИНА в капюшоне. За стулом окно с жалюзи.

МУЖЧИНА

Что случилось?

ЛЕОНАРД

Нет электричества.

МУЖЧИНА

Лампочка горит.

ЛЕОНАРД

Это дежурное освещение.

МУЖЧИНА

Как так – нет электричества?

ЛЕОНАРД

Было землетрясение. Несколько землетрясений.

МУЖЧИНА

А где все люди?

ЛЕОНАРД

Исчезли. Обрушилось крыло. Только эта часть тюрьмы осталась.

МУЖЧИНА

Никого нет?

ЛЕОНАРД

Никого не вижу. Пепел и пламя.

МУЖЧИНА

Совсем никого?

ЛЕОНАРД

Да. Никого.

МУЖЧИНА

Только мы с тобой?

ЛЕОНАРД

По крайне мере сейчас.

МУЖЧИНА

Сзади свидетелей тоже нет?

 

ЛЕОНАРД

Не знаю. Думаю, нет.

МУЖЧИНА

Иначе кто-нибудь уже поднял бы жалюзи?

ЛЕОНАРД

Не смог бы. Они поднимаются автоматически.

МУЖЧИНА

Когда?.. Обыкновенно.

ЛЕОНАРД

Незадолго до начала процедуры.

МУЖЧИНА

Перед тем, как ты нажмёшь кнопку?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Почему ты стыдишься это сказать?

ЛЕОНАРД

Что?

МУЖЧИНА

Что нажимаешь кнопку.

ЛЕОНАРД

Не стыжусь.

МУЖЧИНА

В твоём голосе слышится стыд. Будто ты сожалеешь, что нажимаешь кнопку.

ЛЕОНАРД

Нет в моём голосе никакого стыда. Да и откуда тебе знать.

МУЖЧИНА

Чувствую его. Точно есть.

ЛЕОНАРД

Нет никакого стыда. Просто нажимаю кнопку.

МУЖЧИНА

Зачем свидетелям смотреть, как кто-то поджаривается?

 

ЛЕОНАРД

Убедиться, что умер как положено.

МУЖЧИНА

Зачем им смотреть? Нельзя ли просто показать тело?

ЛЕОНАРД

Так они убеждаются, что убит законно, а протокол соблюдён.

МУЖЧИНА

Протокол?

ЛЕОНАРД

Да.

/Тишина./

МУЖЧИНА

Что думаешь об обезглавливании?

ЛЕОНАРД

О каком обезглавливании?

МУЖЧИНА

Саблей.

ЛЕОНАРД

Ничего. Не знаю, о чём ты говоришь.

МУЖЧИНА

Ты что, не общаешься с коллегами по всему миру? Не следуешь модным тенденциям?

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

Не читаешь, как исполняют смертные приговоры?

ЛЕОНАРД

Не читаю.

МУЖЧИНА

По этой теме? Или в принципе?

ЛЕОНАРД

В принципе. Не люблю читать. Никогда не читал.

МУЖЧИНА

Интересно.

/Молчат./

МУЖЧИНА

Даже на досуге не читаешь?

ЛЕОНАРД

Нет.

/Молчат./

МУЖЧИНА

Интересно.

ЛЕОНАРД

Смотрю фильмы про птиц. По «Энимал плэнат».

МУЖЧИНА

А ещё?

ЛЕОНАРД

Фильмы о Второй мировой войне.

МУЖЧИНА

Знаешь, как называют людей, которые не читают?

ЛЕОНАРД

Понятия не имею.

МУЖЧИНА

Иллитерат. Человек, который не читает книги.

ЛЕОНАРД

Это обидно?

МУЖЧИНА

Нет.

ЛЕОНАРД

Тогда почему мне кажется, что это что-то обидное?

МУЖЧИНА

Так прозвучало?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Слово не обидное. Если тебе не стыдно.

 

ЛЕОНАРД

Мне не стыдно. В мире мало читающих.

МУЖЧИНА

Много.

ЛЕОНАРД

Большинство не читает.

МУЖЧИНА

Ты так думаешь?

ЛЕОНАРД

Да. Уверен.

МУЖЧИНА

Почему?

ЛЕОНАРД

У них денег нет.

МУЖЧИНА

А если бы были, то читали бы?

ЛЕОНАРД

/Думает./ Нет. Не стали бы.

МУЖЧИНА

Это хорошо или плохо?

ЛЕОНАРД

Хорошо.

МУЖЧИНА

Уверен?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Как ты можешь быть уверен, если ты не читаешь?

ЛЕОНАРД

Видел людей, которые читают и несчастны.

МУЖЧИНА

Ты не прав.

 

ЛЕОНАРД

Я?

МУЖЧИНА

Да. Есть люди, которые счастливы, потому что читают книги.

ЛЕОНАРД

Ты читаешь?

МУЖЧИНА

Да. Всю жизнь эти занимаюсь. Даже учу, как писать книги.

ЛЕОНАРД

Ну вот.

МУЖЧИНА

Что?

ЛЕОНАРД

До чего докатился.

МУЖЧИНА

Я попал сюда не из-за книг.

ЛЕОНАРД

А я всё равно уверен, что если бы не книги, то ты бы здесь не сидел.

МУЖЧИНА

Ты никогда не нажимал кнопку для того, кто не читал?

ЛЕОНАРД

Нажимал.

МУЖЧИНА

И он тоже попал сюда из-за книг?

ЛЕОНАРД

Нет. Он перерезал кому-то горло.

МУЖЧИНА

Видишь?

ЛЕОНАРД

Что?

МУЖЧИНА

Не только книги приводят сюда.

 

ЛЕОНАРД

Насчёт тебя я уверен.

МУЖЧИНА

/Думает./ Возможно, ты и прав.

/Молчат./

ЛЕОНАРД

И что мы теперь будем делать?

МУЖЧИНА

Ты меня спрашиваешь?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Не знаю. Что мы будем делать?

ЛЕОНАРД

Тебя спрашиваю.

МУЖЧИНА

Думаешь, снаружи кто-то выжил?

ЛЕОНАРД

Не знаю. Всё в огне.

МУЖЧИНА

Возможно ли такое, что весь мир погиб?

ЛЕОНАРД

Да. Возможно.

МУЖЧИНА

Здесь есть телевизор?

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

А радио?

ЛЕОНАРД

Нет. Тут смертные приговоры исполняют.

МУЖЧИНА

Верно, помехи были бы.

ЛЕОНАРД

Помехи?

МУЖЧИНА

Из-за электрического напряжения.

ЛЕОНАРД

20000 вольт напряжение. Но есть телефон.

МУЖЧИНА

Телефон?

ЛЕОНАРД 

Вон, в углу.

МУЖЧИНА 

А если позвонят, меня помилуют?

ЛЕОНАРД

Возможно.

МУЖЧИНА

Так можем позвонить... Кому-нибудь.

ЛЕОНАРД

Не можем. Только нам могут позвонить. Чтобы отменить или возобновить процедуру.

МУЖЧИНА

Но ведь снаружи никого нет?

ЛЕОНАРД

Неизвестно.

МУЖЧИНА

А как мы поймём?

ЛЕОНАРД

Не знаю.

МУЖЧИНА

Я должен быть связан всё время?

ЛЕОНАРД

Да, так по протоколу.

МУЖЧИНА

А если мне надо в туалет?

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Не знаю. Такого ещё не случалось.

МУЖЧИНА

И что, оставишь меня описаться? 
/Смотрят друг на друга./

ЛЕОНАРД

Обычно так и происходит.

МУЖЧИНА

Когда?

ЛЕОНАРД

Во время процедуры.

МУЖЧИНА

Правда?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Гадко, наверное.

ЛЕОНАРД

Кому?

МУЖЧИНА

Тебе. Всё это убирать.

ЛЕОНАРД

Я не убираю. Для этого есть уборщицы.

МУЖЧИНА

А ты что делаешь?

ЛЕОНАРД

Нажимаю кнопку.

МУЖЧИНА

А не рубильник?

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

Я слышал, что обычно это рубильник.

 

ЛЕОНАРД

Он может заесть. Не опуститься до конца. И не подать достаточно тока. Сейчас это кнопка. Не будь отсталым.

МУЖЧИНА

И это всё, что ты делаешь?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

И сколько тебе платят?

ЛЕОНАРД

Не могу сказать.

МУЖЧИНА

На жизнь хватает?

ЛЕОНАРД

Вполне.

МУЖЧИНА

Только за то, что нажимаешь кнопку?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Интересно, что написано в твоём трудовом договоре.

ЛЕОНАРД

Электротехник.

МУЖЧИНА

Что? 

ЛЕОНАРД

В моём трудовом договоре указано, что я электротехник.

МУЖЧИНА

И сколько раз в год нажимаешь... кнопку?

ЛЕОНАРД

Два или три. В зависимости от политической ситуации.

МУЖЧИНА

Но ведь ты не читаешь, откуда тогда тебе знать, что за политическая ситуация? 

 

ЛЕОНАРД

Когда нажимаю больше трёх раз в год - плохая. Меньше трёх - хорошая.

МУЖЧИНА

И за это платят целый год?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Весь год платят за это? Могли бы нанять тебя и по контракту. Вышло бы дешевле.

ЛЕОНАРД

Мало кто хочет на такую работу.

МУЖЧИНА

Думаешь?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

А я бы вот работал. Мне бы нравилось.

ЛЕОНАРД

Да ну?

МУЖЧИНА

Нажимал бы какую-то там кнопку за... 2000 долларов в месяц. 
/Смотрят друг на друга./

ЛЕОНАРД

Я нажимаю не какую-то там кнопку, а вот эту кнопку. И получаю намного больше 2000 долларов в месяц. 

МУЖЧИНА

Больше 2000 долларов в месяц?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Вздор! Вот поэтому у нас такой государственный долг.
/Тишина./

МУЖЧИНА

Посмотришь, что снаружи?

 

ЛЕОНАРД

Нет смысла. Ничего не поменялось.

МУЖЧИНА

Откуда ты знаешь?

ЛЕОНАРД

Позвонили бы.

МУЖЧИНА

Комната воздухонепроницаемая?

ЛЕОНАРД

Почему ты спрашиваешь?

МУЖЧИНА

Воздух может закончиться.

ЛЕОНАРД

Люди тут умирают от тока, а не от удушья. Но комната звукоизолирована.

МУЖЧИНА

Чтобы не были слышны крики?

ЛЕОНАРД

Вы не кричите.

МУЖЧИНА

Кто «мы»?

ЛЕОНАРД

Кто сидит здесь.

МУЖЧИНА

Я вот буду кричать, тут 20000 вольт!

ЛЕОНАРД

Вставлю тебе капу. Как у боксёров.

МУЖЧИНА

А это ещё зачем?

ЛЕОНАРД

Чтобы ты зубы не сломал.

МУЖЧИНА

Какая разница, сломаю я зубы или нет?

 

ЛЕОНАРД

Не гуманно.

МУЖЧИНА

Да ладно, ты же меня убьёшь!

ЛЕОНАРД

Это так.

МУЖЧИНА

Что «так»?

ЛЕОНАРД

Я убью тебя.
/Тишина./

МУЖЧИНА

А что, если ток не пройдёт?

ЛЕОНАРД

Есть резервный генератор.

МУЖЧИНА

А если и он не сработает?

ЛЕОНАРД

Есть служебный пистолет.
/Тишина./

МУЖЧИНА

Да ну!
/Тишина./

МУЖЧИНА

А как насчёт отрубить голову саблей?

ЛЕОНАРД

У меня нет сабли.

МУЖЧИНА

А что есть?

ЛЕОНАРД

/Думает./ Отвёртка. /Думает./ Кусачки. /Думает./ Гаечный ключ.

МУЖЧИНА

Гаечный ключ подошёл бы.

 

ЛЕОНАРД

Для чего?

МУЖЧИНА

Ты мог бы встать сзади меня и сильно ударить в висок. Не освободишь мне руку?

ЛЕОНАРД

Зачем?

МУЖЧИНА

Показать тебе, куда точно бить. Чтобы не промазал.

ЛЕОНАРД

Не собираюсь я тебя бить.

МУЖЧИНА

Тогда отпусти.

ЛЕОНАРД

Не могу.

МУЖЧИНА

Почему? Снаружи же никого.

ЛЕОНАРД

Не уверен. Никого не видно, но это не значит, что никого нет.
/Тишина./

МУЖЧИНА

Значит, не будешь бить.

ЛЕОНАРД

Нет. Не собираюсь.

МУЖЧИНА

А что собираешься?

ЛЕОНАРД

Исполнить процедуру.

МУЖЧИНА

Но я ведь это и предлагаю. Чтобы тока не ждать. Зайдёшь мне за спину, ударишь гаечным ключом. Но главное - бить надо не по голове, а в висок.

ЛЕОНАРД

Бить тебя гаечным ключом не полагается.

МУЖЧИНА

Сам сказал, что у тебя нет сабли. А отвёртка мне не нравится.

ЛЕОНАРД

Да замолчи ты со своей саблей!

МУЖЧИНА

Что, нервничаешь?

ЛЕОНАРД

Я не нервничаю.

МУЖЧИНА

Мне кажется, нервничаешь.

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

А ты быстро выходишь из себя.

ЛЕОНАРД

Я тебе уже сказал, я не нервничаю.

МУЖЧИНА

С твоей-то работой это плохо. Так и ошибку допустить можно.  Не на ту кнопку нажать.

ЛЕОНАРД

Я не могу ошибиться.

МУЖЧИНА

Все допускают ошибки.

ЛЕОНАРД

Но не я.

МУЖЧИНА

Уверен?

ЛЕОНАРД

Да.

/Молчат./

ЛЕОНАРД

Кнопка всего одна. Я не могу ошибиться.

/Тишина./

МУЖЧИНА

В психологии это называется когнитивным дисбалансом.

 

ЛЕОНАРД

Что?

МУЖЧИНА

Нервозность. Появление тремора. Повышение давления.

ЛЕОНАРД

Я полностью здоров.

МУЖЧИНА

Ты не можешь говорить с точностью, что ты полностью здоров. Полностью здоровых нет. Какие-то симптомы проявляются позже.

ЛЕОНАРД

Что ты имеешь в виду?

МУЖЧИНА

На вид здоров, а на самом деле уже мёртв.

ЛЕОНАРД

Ты выглядишь здоровым. Пока что.

МУЖЧИНА

Не могу сказать того же и о тебе.

ЛЕОНАРД

А ты и не можешь знать, как я выгляжу.

МУЖЧИНА

Я увидел твоё отражение в стекле перед тем, как на меня набросили капюшон. У тебя сильно расширены зрачки. И ты немного хрипишь.

ЛЕОНАРД

Простыл.

МУЖЧИНА

Смахивает на хронический ринит. Выделения в горло стекают. Ходил ко врачу?

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

Я бы на твоём месте не был таким спокойным.

ЛЕОНАРД

Что ты имеешь в виду?

МУЖЧИНА

Это может привести к неприятным последствиям.

ЛЕОНАРД

К чему-то плохому?

/Тишина./

МУЖЧИНА

Да.

ЛЕОНАРД

Думаешь?

МУЖЧИНА

Уверен.

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Ну и какие же симптомы?

МУЖЧИНА

О, абсолютно разные. Кашляешь?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

На языке есть налёт?

ЛЕОНАРД

/Разглядывает язык в стекло./ Да.  

МУЖЧИНА

Я бы на твоём месте серьёзно забеспокоился.

ЛЕОНАРД

Я бы на твоём месте тоже.

/Переглядываются друг с другом./

МУЖЧИНА

Разница в том, что я знаю, что случится, а ты нет.

/Тишина./

ЛЕОНАРД

 Думаешь, у меня есть причины беспокоиться?

МУЖЧИНА

Что там снаружи?

 

ЛЕОНАРД

Всё то же. Пепел и пламя.

МУЖЧИНА

Может, у тебя и нет серьёзных причин беспокоиться. Миру явно конец.

ЛЕОНАРД

Но он ещё не настал, верно?

/Тишина./

МУЖЧИНА

Видишь, какая польза от книг? Если бы я не читал книги, ты бы никогда не узнал, что безнадёжно болен.

ЛЕОНАРД

Я не безнадёжно болен.

МУЖЧИНА

Вот только ты так думаешь. А я – знаю.

ЛЕОНАРД

Ты не можешь знать.

МУЖЧИНА

Нет, это ты не можешь знать, что ты не болен. Точно так же ты и отрицал, что не нервничаешь.

ЛЕОНАРД

Я не нервничал.

МУЖЧИНА

А сейчас нервничаешь?

/Молчат./

МУЖЧИНА

Ситуация та же, не находишь? Тогда я знал, что ты нервничаешь, а ты не знал. Теперь я знаю, что ты болен, а ты не знаешь. Один в один.

ЛЕОНАРД

Я тебе сейчас рот кляпом заткну.

МУЖЧИНА

Не можешь.

ЛЕОНАРД

Почему же?

 

МУЖЧИНА

Это не входит в протокол.

ЛЕОНАРД

Откуда ты знаешь?

МУЖЧИНА

Думаешь, за всё это время я не изучил детально протокол?

/Молчат./

МУЖЧИНА

Там нет ни слова о затыкании рта кляпом.

ЛЕОНАРД

Никто не узнает.

МУЖЧИНА

Никто и не узнает, если ты меня отпустишь.

/Тишина./

МУЖЧИНА

Всё зависит от нас двоих. Я бы на твоём месте тебя развязал. А потом бы позаботился о своём здоровье.

ЛЕОНАРД

Я никак не смогу позаботиться о своём здоровье. Снаружи всё в огне.

МУЖЧИНА

Можешь спокойно меня развязать.

ЛЕОНАРД

Не могу.

МУЖЧИНА

Снаружи всё в огне. Нет никого. Снаружи.

ЛЕОНАРД

Есть.

МУЖЧИНА

Не ты ли говорил, что никого не видишь снаружи? Мы, возможно, последние люди на Земле. Или по крайней мере в этом административном округе, где признают такую меру наказания.

ЛЕОНАРД

Мы не последние люди на Земле.

 

МУЖЧИНА

Откуда ты знаешь?

ЛЕОНАРД

Знаю.

МУЖЧИНА

Ну и кто же ещё есть?

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Господь.

/Тишина./

МУЖЧИНА

Он не человек.

/Молчат./

МУЖЧИНА

Его не интересуют приговоры в земном суде.

ЛЕОНАРД

Есть не только мы с тобой. Я это имею в виду.

/Молчат./

МУЖЧИНА

Что будет, если пустят ток?

ЛЕОНАРД

Продолжим по протоколу.

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Какого врача мне стоило бы поискать?

/Думают./

МУЖЧИНА

Не надо никого искать.

ЛЕОНАРД

Не ты ли советовал позаботиться о своём здоровье?

МУЖЧИНА

Бог не врач. Бог – патологоанатом.

 

ЛЕОНАРД

Я не о Боге.

МУЖЧИНА

Ты же сам сказал, что снаружи никого нет.

/Молчат./

ЛЕОНАРД

Я сказал, что по крайней мере в Боге уверен.

МУЖЧИНА

Однако он как раз-таки не врач. Подумай, вдруг ещё кто выжил.

ЛЕОНАРД

Не вижу никого.

МУЖЧИНА

Значит, ты никак не сможешь позаботиться о своём здоровье.

ЛЕОНАРД

Думаешь?

МУЖЧИНА

Полностью уверен. Забыл сказать: твоя болезнь тоже идёт по протоколу.

ЛЕОНАРД

По какому протоколу?

МУЖЧИНА

От которого нельзя отклоняться. В конце Господь спустится на Землю и заберёт наши тела.

ЛЕОНАРД

Я понимаю, почему ты здесь.

МУЖЧИНА

Почему же?

ЛЕОНАРД

Ты богохульник. Господь наказывает богохульников.

МУЖЧИНА

А тебя помиловал с твоей-то болезнью?

ЛЕОНАРД

Я не болен. Ты не можешь быть в этом уверен.

МУЖЧИНА

А ты не можешь быть уверен, что нет.

ЛЕОНАРД

У меня есть ангел-хранитель.

/Молчат./

МУЖЧИНА

Почему же тогда твой ангел не избавит тебя от страха? Почему же ты не попросишь его заглушить голоса, которые постоянно твердят тебе, как твоё тело будет разлагаться и как ты умрёшь в агонии? Или я не прав? /Молчат/ Будешь корчиться тут  на грязном полу, на который я нассу и насру сразу после смерти, ведь ты не рискнёшь открыть дверь, чтобы волна ядовитого воздуха не накрыла тебя. И тебе будет не с кем поговорить, ведь я уже давно буду мёртв. 

ЛЕОНАРД

Придёт мой ангел и пустит ток.

МУЖЧИНА

Его пустит он? А я думал, что ты. Или ты даже этого не делаешь? На твоём месте мне было бы стыдно получать деньги за грязную работу, которую вместо меня делают ангелы.

ЛЕОНАРД

Это закон. Процедура. Общественный договор. Люди решили, что ты должен умереть.

МУЖЧИНА

Нет людей. За кого мне теперь умирать?

ЛЕОНАРД

Совершённый грех вечен.

МУЖЧИНА

Ничто не вечно. И время не вечно. Если бы ты читал книги, ты бы это знал.

ЛЕОНАРД

Добро вечно.

МУЖЧИНА

Ты так считаешь? /Думает./ А если подумать? Ты сдавал анализ спермограммы?

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

Значит, есть вероятность, что ты бесплоден? У тебя могут быть миллиарды прекрасных, но совершенно неподвижных сперматозоидов. Такое возможно?

ЛЕОНАРД

/Думает./ Может быть.

МУЖЧИНА

Ты доведешь процедуру до конца, что бы ни случилось, так?

ЛЕОНАРД

Что бы ни случилось.

МУЖЧИНА

Полагаю, во имя добра?

ЛЕОНАРД

Во имя справедливости.

МУЖЧИНА

Есть разница, но она нас сейчас не интересует. Думал ли ты о том, что бы случилось, если бы на другом конце Земли выжила одна-единственная женщина, с которой можно было бы возродить человечество…

ЛЕОНАРД

И?

МУЖЧИНА

…А ты убил единственного в мире мужчину с подвижными сперматозоидами. Разве это не будет грехом, несравнимым с моим?

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

Почему?

ЛЕОНАРД

Бог не хочет, чтобы человечество существовало. Я не стану противиться его воле.

МУЖЧИНА

Богу безразлично, существует человечество или нет.

ЛЕОНАРД

Но ты не можешь быть в этом уверен. /Думает./ Почему ты так считаешь?

МУЖЧИНА

Потому что он не замечает человечество. Потому что он может уничтожить его, когда только пожелает. А что Бог о тебе подумает, когда ты лишишь его удовольствия снова насладиться этой бессмысленной игрой под названием цивилизация? Болезнь покажется тебе всего лишь прыщом у подростка.

ЛЕОНАРД

Я не болен. Сказал же. Прекрати. /Думает./  Перестань.

МУЖЧИНА

Что ещё ты мне можешь сделать?

/Молчат./

МУЖЧИНА

Ты больше ничего не можешь мне сделать.

/Молчат./

МУЖЧИНА

Ты не мог бы снять с меня капюшон?

/Тишина./

МУЖЧИНА

Ты не мог бы его снять? Пожалуйста!

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Попроси своего ангела-хранителя снять его.

МУЖЧИНА

У меня нет ангела-хранителя.

ЛЕОНАРД

У всех есть ангел-хранитель.

МУЖЧИНА

Мой задохнулся и умер.

ЛЕОНАРД

Как это?

МУЖЧИНА

Из-за печенья. Бегал во дворе школы, споткнулся, кусочек печенья попал в горло, и он умер. На глазах у всех. И на глазах учительницы.

ЛЕОНАРД

Сожалею.

МУЖЧИНА

А теперь ты снимешь с меня капюшон?

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

Почему?

ЛЕОНАРД

Не могу.

 

МУЖЧИНА

Не хочешь.

ЛЕОНАРД

Не могу.

МУЖЧИНА

Не хочешь.

ЛЕОНАРД

Ладно. Не хочу.

/Лампа трещит и мигает./

МУЖЧИНА

Его могут дать в любой момент? Ток.

ЛЕОНАРД

Это генератор. У него может закончиться топливо.

МУЖЧИНА

Что мы будем делать, если он отключится?

ЛЕОНАРД

Я же сказал, у меня есть служебный пистолет.

МУЖЧИНА

А ты сможешь попасть в меня в темноте? /Нет ответа./ Ты хороший стрелок? /Нет ответа./ Ты прошёл обучение в этом деле? /Нет ответа./ Ты уже это делал? /Нет ответа./ Нет смысла спрашивать, читал ли ты книги по этому вопросу. /Нет ответа. Тишина./ Какой модели пистолет?

ЛЕОНАРД

Зачем тебе это?

МУЖЧИНА

Чтобы знать, выдержит ли твоя рука отдачу. Чтобы ты убил меня, а не снёс только часть головы. И один или два глаза. Я не хочу остаться слепым. Или стать сумасшедшим.

ЛЕОНАРД

Не будешь ты слепым или сумасшедшим. Я закончу начатое. Ты должен мне доверять.

МУЖЧИНА

Ты можешь допустить ошибку. И если ты промахнешься, у тебя не будет права на второй выстрел. Таков протокол. Тогда ты должен будешь развязать меня и заботиться обо мне. Всю жизнь. Водить меня за руку по всему опустевшему миру. Поить меня, когда мне захочется. Добывать еду. Всю оставшуюся жизнь. Потому что ты меня не оставишь. Не правда ли? Добро вечно. Если не попадёшь… Да и из нас двоих только у тебя есть ангел-хранитель. /Тишина./ Больше всего меня беспокоит то, что я не смогу читать. Я люблю читать. И знаешь, что? Я заставлю тебя мне читать. До конца своих дней. А к твоему сведению, читаю я много. /Тишина./ Ты не сказал модель своего пистолета.

ЛЕОНАРД

Он надёжен. Как тот, с которым ты пошёл в школу.

МУЖЧИНА

Беретта.

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Из которого ты застрелил учительницу.

МУЖЧИНА

Надёжен. Абсолютно надёжен.

ЛЕОНАРД

Без отдачи.

МУЖЧИНА

Рука остаётся в состоянии полного покоя.

ЛЕОНАРД

Я не буду спрашивать, почему ты это сделал.

МУЖЧИНА

Не думаю, что я бы тебе ответил.

/Тишина./

МУЖЧИНА

Ты не мог бы проверить, открывается ли хотя бы дверь?

ЛЕОНАРД

Зачем?

МУЖЧИНА

Убедиться, что мы не умрём от нехватки кислорода, пока ждём возобновления процедуры. Это нарушение протокола?

ЛЕОНАРД

/Думает./ Нет.

МУЖЧИНА

Не мог бы ты проверить?

ЛЕОНАРД

Ты же не думаешь, что можешь мне приказывать? В твоём-то положении!

 

МУЖЧИНА

Согласен. Хочу только заметить, что ты тяжело дышишь и сильно потеешь. Я чувствую запах твоего пота отсюда, даже через капюшон. Думаю, тебе стоит лучше следить за гигиеной. Разве от меня воняет? Нет. На твоём месте я бы лучше следил за собой. Ты работаешь с людьми… Возможно, кислород действительно кончится. Учитывая состояние твоего здоровья, ты умрёшь раньше меня, так как больше двигаешься. Твоим клеткам нужно больше кислорода. Под этим капюшоном у меня и без того ограниченный запас кислорода. У меня есть перед тобой преимущество: я уже привык, а ты – нет.

ЛЕОНАРД

Ты сказал, что воздух снаружи отравлен.

МУЖЧИНА

Почему ты веришь моим словам? Я заслужил доверие? По-моему, нет. На твоем месте я бы этого не делал. Я не хочу возлагать на себя твою надежду. Мне она абсолютно не нужна. Мы будем сидеть здесь, пока кислород не кончится. Сначала умрёт твой ангел-хранитель, потом ты, а в конце и я. И так как мне будет исключительно приятно пережить тебя, я замолкаю.

/Упорно молчат./

МУЖЧИНА

Знаешь, каково это – задохнуться? Когда тебе не хватает воздуха. Когда у тебя раздирает лёгкие, а в глазах сверкают молнии, словно кто-то разбивает тебе череп? Не знаешь.

/Молчание./

МУЖЧИНА

А знаешь, каково это – мучиться, пока все вокруг смотрят, но ничего не делают?

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Что «да»?

ЛЕОНАРД

Это я знаю.

МУЖЧИНА

Нет. Не знаешь. Ты это видел, но не знаешь. Это совсем разные вещи.

/Лампа трещит и гаснет./

МУЖЧИНА

Так лучше.

ЛЕОНАРД

Почему лучше?

 

МУЖЧИНА

Кромешная тьма. Даже через ниточки в ткани не пробивается свет. Глаза перестанут слезиться.

/ЛЕОНАРД светит электрическим фонариком. Направляет его./

МУЖЧИНА

Ты не мог бы выключить свет?

ЛЕОНАРД

Зачем?

МУЖЧИНА

У меня слезятся глаза. Мне больше нравится темнота.

ЛЕОНАРД

А мне больше нравится свет.

МУЖЧИНА

Разве у меня нет права на последнее желание?

ЛЕОНАРД

Его должны были исполнить до того, как ты вошел сюда.

МУЖЧИНА

Но нет, не исполнили. Возникла заминка в процедуре.

ЛЕОНАРД

Это невозможно.

МУЖЧИНА

Тебе это может показаться абсурдным, но моё последнее желание не было исполнено. Совсем. Весь этот протокол  был чудовищным образом нарушен.

ЛЕОНАРД

Не верю. Какое у тебя было последнее желание?

МУЖЧИНА

Я хотел съесть грушу.

ЛЕОНАРД

Грушу?

МУЖЧИНА

Да. Грушу.

ЛЕОНАРД

И?

 

МУЖЧИНА

У них не было такой, как я хотел. Они не смогли её найти.

ЛЕОНАРД

Груша и есть груша.

МУЖЧИНА

Только ты и можешь так думать.

ЛЕОНАРД

Какую же ты хотел грушу?

МУЖЧИНА

Мексиканскую.

ЛЕОНАРД

Мексиканскую?

МУЖЧИНА

Да. Мексиканскую.

ЛЕОНАРД

Не слышал о такой.

МУЖЧИНА

Не удивлён. Ни капельки.

ЛЕОНАРД

Тебе не кажется, что это не желание, а прихоть?

МУЖЧИНА

Если учесть, что это желание – последнее, то вообще нет. А тебе оно кажется прихотливым?

ЛЕОНАРД

Ужасно прихотливым. Прямо как ты.

МУЖЧИНА

Считаешь меня прихотливым из-за того, что я могу отличить мексиканскую грушу, которая на вид как кактус, от испанской? Понятно. Ты пролетарий. У пролетариев не бывает плохого вкуса. У них вообще нет вкуса. Нет обоняния, зрения, слуха, вкуса. Господи, как ты можешь утверждать, что между мексиканской и испанской грушей нет разницы?

ЛЕОНАРД

Я явно недостаточно читал.

/Тишина./

 

МУЖЧИНА

Не знаю, почему ты ещё жив. Как ты живёшь? Не уверен, что ты вообще живой.

ЛЕОНАРД

Если бы я мог различать груши, был бы жив?

МУЖЧИНА

Ничего ты не понимаешь.

ЛЕОНАРД

Напротив. Я всё понимаю. Особенно в этой ситуации я всё понимаю намного лучше тебя. Потому что я был в таком положении. Пока что ты гость. И скоро ты уйдёшь. И больше не вернёшься.

МУЖЧИНА

Не будь так уверен. Некоторые возвращаются.

ЛЕОНАРД

Но не здесь.

МУЖЧИНА

И знай, что когда я вернусь, то не буду тебя бичевать или клеймить, не буду обезглавливать саблей или сжигать на костре. Я заставлю тебя есть груши. Испанские груши. Пока ты не раздуешься и у тебя из всех щелей не начнёт течь груша и желудочный сок.

ЛЕОНАРД

Ты злой. Становишься злым.

МУЖЧИНА

Нет. Просто я хотел мексиканскую грушу, а мне её не дали. Отнеслись к этому совершенно безразлично, как будто это не последнее моё желание. Как будто это каприз, какая-то причуда.

ЛЕОНАРД

А это не так?

МУЖЧИНА

Ты можешь хоть на секунду представить, что когда зубы впиваются в неспелую грушу, сразу вспоминается что-то хорошее? Что-то радостное? Тот, при воспоминании о ком, хочется летать. Рядом с кем ты испытываешь беспричинное счастье. Кто объяснит, почему ты уже можешь умереть. Но ты не можешь. Не так ли?

ЛЕОНАРД

Ты съел грушу?

/Молчание./

МУЖЧИНА

Да, конечно.

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Ты видел того, о ком говорил?

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Ты его видел?

/Пауза./

ЛЕОНАРД

Ты вообще кого-нибудь видел?

/Молчат./

ЛЕОНАРД

Не видел?

/Долгое молчание./

МУЖЧИНА

Я обмочился. Пока было темно. Я говорю тебе это, чтобы ты не поскользнулся. Чтобы ты это знал. Чтобы не удивлялся. Может быть, я поторопился с процедурой.

/ЛЕОНАРД направляет на него луч./

МУЖЧИНА

И должен предупредить тебя, что если ты не отведёшь меня в туалет, то я предприму и другие действия. Из-за груши.

ЛЕОНАРД

Знаешь же, что я этого не сделаю.

МУЖЧИНА

Конечно. Может, ты тогда отвернёшься? Фонарик, что ли, выключи.

ЛЕОНАРД

Зачем?

МУЖЧИНА

Мне неудобно... перед тобой.

ЛЕОНАРД

Ты ничего не сделаешь. Совсем ничего.

МУЖЧИНА

Я не могу этого не сделать. Жизненный цикл тоже идёт по протоколу. В какой-то момент это все равно произойдёт. Лучше, чтобы это произошло сознательно. Я бы хотел сохранить самоуважение.

 

ЛЕОНАРД

Но не сейчас.

МУЖЧИНА

Почему нет? Мне кажется, сейчас подходящий момент. Что может быть лучше, чем пойти на плодородные поля, где воздух такой пьянящий, когда ты лёгкий, словно перышко? Избавиться от страданий и земных мыслей.

ЛЕОНАРД

Ты этого не сделаешь.

МУЖЧИНА

Кто мне помешает? Ты? Господь? Или твой толстый и потный ангел-хранитель?

ЛЕОНАРД

Он не такой.

МУЖЧИНА

Держу пари, что он именно такой. Маленький, жирный, скользкий, обрюзгший ангел-хранитель, вонючий, не любящий читать, пожирающий гамбургеры, сидящий перед телевизором с попкорном и кока-колой и пердящий, когда учительница оборачивается к доске. /Тишина./ Ты знаешь, что твой ангелок курит травку около железной дороги? Ты заглядывал в его рюкзак? В курсе, что он торгует травкой? Знаешь ли, что через пять лет – если будет ещё пять лет, конечно – он будет в тюрьме? А еще через три он будет на моём месте и будет ждать, пока ты выполнишь эту процедуру? Ты задавался вопросом, что бы тогда делал? /Тишина./ Ты не думал, что я, может, и есть твой ангел-хранитель?  

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

У Бога есть чувство юмора.

ЛЕОНАРД

Ты не можешь.

МУЖЧИНА

Представь себе. Не будь таким ограниченным.

/Тишина./

МУЖЧИНА

Отсталым.

ЛЕОНАРД

Ты замолчишь?

МУЖЧИНА

А ты меня развяжешь?

/Тишина./

МУЖЧИНА

Тогда я продолжу, если ты не против. Единственное, что я могу для тебя сделать, это позволить тебе выбрать тему. Ты знаешь, кто автор трёхстишия: «Пополам груша/скользят по лезвию/сладкие капли./ Я и не думал, что ты знаешь. Масаока Сики. Один из четырёх мастеров хайку после Басё, Бусона и Исса. В период Мэйдзи, в конце 19 и начале 20 века – он жил с 1867 по 1902 год – он вернул интерес к жанру хайку. Умер он в 35 лет, от туберкулёза. Ты меня слушаешь?

/ЛЕОНАРД слушает и смотрит на него./

МУЖЧИНА

Он выделил современный устоявшийся термин «хайку» вместо «хокку» для трёхстиший из 5/7/3 «мори», что означает слоги, и «танка» вместо «Вака» из 5/7/5/7/7/ мори, что означает слог, если ты вдруг уже забыл. Это революционные изменения в поэзии, намного более важные, чем изобретение парового двигателя.

/ЛЕОНАРД слушает и смотрит./

МУЖЧИНА

В хайку деликатность кажется следствием как внимания к деталям, нежности к жизни и, особенно, к почитанию оттенков и нюансов, так и специфические свойства хрупкости, через которую хайку признаёт неспособность человека познать всю истину существования, прикоснуться к плоти реальности.

ЛЕОНАРД

Ты замолчишь?

МУЖЧИНА

Погружённый в себя человек обречён ограничивать мир своими рамками, но он вписывается и в ткань мироздания. И хайку...

ЛЕОНАРД

Ты перестанешь?

МУЖЧИНА

Зачем?

ЛЕОНАРД

Скоро станет тихо. Скоро будет тихо. Твой голос исчезнет.

МУЖЧИНА

Тут ты прав. Если замолчишь только ты, тихо не будет. Надо замолчать вместе. Но, должен тебе сказать, что нет, я не прекращу говорить. Я и хороший рассказчик, потому что читал достаточно. Можно сказать, что ты мне должен за то, чем я с тобой поделился. Еще час назад ты не знал ничего об обезглавливании саблей.

ЛЕОНАРД

Я хочу, чтобы ты замолчал.

МУЖЧИНА

Хочешь, чтобы мой голос исчез? 

ЛЕОНАРД

Да.

МУЖЧИНА

Ты просишь меня?

ЛЕОНАРД

Нет.

МУЖЧИНА

Ты можешь меня попросить.

/Тишина./

ЛЕОНАРД

Прошу. 

/Тишина./

МУЖЧИНА

Что ты сказал?

ЛЕОНАРД

Сказал «прошу». 

МУЖЧИНА

Но ты не сказал «прошу тебя».

ЛЕОНАРД

Не сказал. 

МУЖЧИНА

Просто «прошу» и всё? Без всяких обращений? 

ЛЕОНАРД

Да. 

/Тишина./

МУЖЧИНА

Что ж, тогда мой долг сообщить тебе, что твоя просьба отклонена.

/Тишина./

/Луч угасает./

МУЖЧИНА

Мне это доставляет истинное удовольствие. «Ваша просьба отклонена». Отлаженный механизм. Представь себе, стоит Господь в своей запылённой канцелярии, в окна, двери и щели которой постоянно приходят письма, а он с апоплексическим лицом - нет времени объяснять тебе, что такое апоплексия, но у тебя есть такие симптомы - без остановки ставит печать «Ваша просьба отклонена». И если это правда, что конец света уже настал, то вот прямо сейчас приток просьб усилился стократно. И твоя просьба где-то среди миллиардов других. Представляю, какая у Господа свалка из просьб и надежд. Он её, наверное, бульдозером разгребает. Знаешь что? Разве на этой свалке не воняет так, как в скором времени будет вонять здесь? Потому что я планирую воспользоваться человеческим правом естественно справить нужду. Разве стервятники и вороны ещё не летают? Ты же смотришь фильмы о птицах? Там летают?
/Во тьме заряжают пистолет./

МУЖЧИНА

Что если Господь оглох и онемел от того, что видит, и оставил только мой голос стелиться по воде и суше, что если я уже его голос и во мне упование, а в моём слове спасение? Если я - Слово, от которого всё будет жить? /Тишина./ Как тебя зовут?

ЛЕОНАРД

Леонард.

МУЖЧИНА

Приятно познакомиться.

/Выстрел./

/Тишина./

В помещении зажигается свет. В машине гудят механизмы. За спиной мужчины - треснутое стекло. На полу лежит ЛЕОНАРД. Пуля ударила рикошетом. Из виска у него течёт кровь. На стуле сидит МУЖЧИНА в капюшоне. Прислушивается.

МУЖЧИНА

Здесь есть кто-нибудь?

Жалюзи перед свидетелями поднимаются.
Жалюзи перед зрителями опускаются.

Конец

 

Галерея

ВВЕРХ