Модернизм в болгарском театре

19.08.2024

Модернизм в болгарском театре

19 августа исполняется 125 лет со дня рождения Бояна Дановского (1899-1976), режиссера, театрального педагога, театрального критика и драматурга, ключевой фигуры болгарского театра ХХ века.

Боян Дановский родился в Русе. Его имя при рождении - Буко Данон. Он сын плотника еврейского происхождения. Позже он сменил имя на Боян Иванов Дановский. С 1907 жил в Софии, где окончил гимназию.  

В 1918 году Боян Дановский начал изучать инженерное дело и музыку в Милане. Здесь он опубликовал свои первые стихи, рассказы, литературные и театральные статьи, в которых проявились его модернистские концепции искусства. В 1921 году он прервал учебу из-за отсутствия средств и вернулся в Болгарию. Там он сблизился с литературными кругами Гео Милева, Людмила Стоянова, Николая Хрелкова, Христо Ясенова и стал постоянным автором журнала «Весы», где публиковал свои произведения и переводы с итальянского языка.

Под сильным влиянием итальянской поэзии и драматургии он освоил стиль и технику модернистов, убежденный, что модернизм доказал неисчерпаемые возможности искусства. В 1923 году было напечатано его драматическое видение «Сердце из алого фарфора», а затем триптих «Освобождение», написанный под влиянием Ницше. В своем драматическом видении «Самодива» он обращается и к фольклору. В 1924 году появилась его драма «Иоан Владимир», написанная в стихах и опубликованная в 1925 году в журнале «Гиперион». В 1928 году вышел его сборник стихов «Гуслярские песни», в который вошли произведения с современной трактовкой фольклорно-мифологических мотивов и образов, а в 1929 году — книга «Драматические видения».

Он стал членом ВМРО и в 1925–1928 годах участвовал в ряде нелегальных миссий организации в Албании. Плодом этих его миссий стала его книга «Письма из Албании».

В 1928-1931 годах Боян Дановский был драматургом Плевенского театра. Желание получить солидную режиссерскую подготовку привело его в Германию, где в 1930–1932 годах он изучал театральную режиссуру в Берлине и Дармштадте. Он стал помощником режиссера Густава Хартунга в Дармштадтском драматическом театре, познакомился с Бертольдом Брехтом и присутствовал на его репетициях. В 1932 году он вернулся в Болгарию и вместе с Борисом Михайловым основал и руководил независимыми рабочими театрами «Трибуна» и «Народная сцена» в Софии (1932–1933).

В 1934 году он провел несколько месяцев в Москве, где познакомился с русской режиссерской школой Станиславского, Мейерхольда и Таирова. Вернувшись в Болгарию, поставил ряд спектаклей в театрах Русе и Бургаса. В 1935-1938 годах поставил пьесы «Кредиторы» Бальзака, «Молодая гвардия» Ал. Фадеева, «Бронепоезд» Иванова, «Счастье» Орлина Васильева и другие.

Параллельно с интенсивной режиссерской деятельностью Боян Дановский опубликовал ряд теоретических статей по вопросам режиссуры, актерского мастерства и драматургии Шекспира, издал книги «Путеводитель по любительским театрам» (1939) и «Театр» (1945).

Работал главным режиссером Радиотеатра (1944–1945), Национальной оперы (1946–1947) и Национального театра имени Ивана Вазова (1946–1951).

Его имя связано с новаторством и смелостью в театре. При создании Государственного сатирического театра им. Алеко Константинова Боян Дановский развил и реализовал на практике свои театральные принципы. Он был директором и режиссером театра сатиры с 1958 по 1965 год, где создал свои самые зрелые режиссерские постановки, решённые с размахом, фантазией и политической наступательностью.

С 1951 года он был профессором актерского мастерства и режиссуры Высшего театрального училища (ныне Национальная академия кино и театрального искусства им. Крастье Сарафова) и ректором в 1953-1954 годах. Он требовал от своих учеников интенсивной работы, утверждал, что в искусстве, чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Боян Дановский также был режиссером первого цветного болгарского фильма - "Пункт первый" (1956). С 1976 года его имя носит Драматический театр в Пернике. 

с

Галерея

ВВЕРХ