Кино высшей пробы

20.07.2018

Кино высшей пробы

Кинообразовательная программа к выставке в Третьяковской галерее «Шедевры церковного искусства Болгарии» представила широкую панораму художественных картин, снятых по одним из самых значимых романов эпохи со времен создания болгарской государственности.

Среди авторов, по книгам которых были сделаны показанные фильмы, были
Вера Мутафчиева и Анжел Вагенштайн, Никола Русев и Милен Русков. О «Возвышении» и о том, как он работал с Миленом Русковым, автором романа, говорил со зрителями лично режиссер фильма Виктор Божинов.

Особое место в кинопанораме занял фильм «Иконостас» по роману Димитра Талева «Железный светильник». Мало кто помнит его показы в начале 70-ых, и сегодня картину смотрели как новую. Предлагаем вашему вниманию рецензию обозревателя Владислава Шувалова.

 «Иконостас» (Иконостасът, НРБ, 1968, реж. Тодор Динов и Христо Христов, 35 мм, ч/б, ш/э, «Кинопрограмма к выставке «Шедевры церковного искусства Болгарии»). Несмотря на то, что пленка была предоставлена Госфильмофондом, старожилы не могли припомнить, когда фильм могли показывать в «Иллюзионе» – сошлись на том, что последние лет 25 его точно не было; копия, кстати, была приличная, незаезженная. Вопреки расхожему представлению, по-видимому, сложившемуся по реплике чешского публициста и киноведа Антонина Лима в книге «Важнейшее искусство» /1977/, назвавшего «Иконостас», «одним из высших достижений европейского кино конца 60-х годов» (Киноведческие записки, №71), «Иконостас» имеет опосредованную связь со сравниваемым в той же книге «Андреем Рублевым», не акцентируя внимание на художественной стороне периода Болгарского возрождения и не сводя фильм к пути художника, как предполагалось. При этом связь с советским кино нельзя отрицать – в 1966-67 годах Христо Христов стажировался в СССР, у Михаила Ромма и Марлена Хуциева.

По жанру «Иконостас» –  историко-социальный кинороман о сложном периоде в истории болгар, проживавших в Македонии в XIX веке, времени национально-освободительного движения против османской власти и Константинопольского патриархата. Художник Рафе Клинче является одним из действующих героев, но не единственно главным. Сказывается сила первоисточника – романа Димитра Талева «Железный светильник». Биография автора определяет национальный вопрос фильма как ключевой.

Талев в середине 40-х был обвинен в национализме, исключен из Союза болгарских писателей, заключен в тюрьму, затем выслан в поселение. Обращение в 60-е годы к роману писателя, преследуемого по обвинению в великоболгарском шовинизме, является жестом политического инакомыслия, тем более, если знать, что болгарские режиссеры в 60-е годы были значительно ограничены в творческой свободе, несмотря на сегодняшние представления о возможностях оттепельного времени. В первой же сцене фильма, художник, которому жители преспанского городка дают заказ на создание иконостаса, выступает показательно агрессивно, выдавая отповедь заказчикам, которые пытались регламентировать труд резчика иконостаса, склонив его к созданию алтарных образов в манере «венской школы». Демонстративная несгибаемость героя напоминает одновременно всех рассерженных героев 60-х, и прежде всего бунтарей Пьера Паоло Пазолини. Кино децентрализации воплощает удел и мироощущение провинциализма, под влиянием которого создавались лучшие фильмы 60-х (в том числе, орнаментально близкие «Иконостасу», например, «Тени забытых предков» и «Маркета Лазарова»). Лучшими сценами являются эпизоды сумбурного монтажа, резких переходов, где изобразительная основа берет верх над идеей протестной аргументации, где элементы поэтического кино соревнуются с линией национального болгарского эпоса.

Сегодня «Иконостас» видится прекрасным старым кино, которого больше нет, способного воодушевлять живописностью кадра и старательно используемыми художественными компонентами (реквизит, декорации, освещение; отдельная благодарность работнику Болгарского культурного института Майе Праматаровой, которая без монтажных листов, без предварительной подготовки, почти в синхронном режиме, переводила трудный фильм, содержащий помимо прочего речь на греческом языке и македонском диалекте). Сегодня фильм, скорее, забыт. Народная эпопея будит совесть объединенной Европы напоминанием о временах, когда еще было понятно, что европейские культуры не могут быть подведены под общий знаменатель и быть адресованы всем сразу.

* «Иконостас», НРБ, 1968, 35 мм, ч/б, ш/e.
По роману Димитра Талева «Железный светильник».
Режиссеры Христо Христов и Тодор Динов.
Сценаристы Тодор Динов и Христо Христов.
Оператор Атанас Тасев.
Музыка Милчо Левиева.
В ролях Димитр Ташев, Емилия Радева, Виолета Гиндева, Добринка Станкова, Николай Узунов и др.

При поддержке БКИ в Москве.

Галерея

ВВЕРХ