Подписка на новости
Если хотите получать информационную рассылку БКИ
укажите ваш электронный адрес:
Международный день анимации
28.10.2024

28 октября мы отмечаем Международный день анимации, учрежденный в 2002 г. Международной ассоциацией анимационного кино ЮНЕСКО для того, чтобы подчеркнуть и признать силу искусства анимации и талант ее художников.
Дата выбрана в честь первого в истории показа анимационного фильма французского художника Шарля-Эмиля Рейно в 1892 году, случившегося за три года до появления кинематографа братьев Люмьер. Свое представление он называет «легкими пантомимами» - именно они стали прообразом современных мультфильмов.
21 декабря 1877 года Рейно запатентовал аппарат для просмотра рисунков, прикрепленных к бумажной ленте. Он назвал свое изобретение праксиноскопом. Следующим шагом было основание Оптического театра в декабре 1888 года. Его первый показ 28 октября 1892 года произвел фурор.
В Болгарии история анимационного кино началась, скорее всего, с деятельности карикатуриста Райко Алексиева, но первые плановые анимационные фильмы по заказу государства начали создаваться с 1948 года.
В 1945 году в Болгарии появилась группа «Коллективное кино» — творческое объединение молодых людей, взявшихся за создание анимационного кино. Группе удалось закончить фильм «Маленький воришка». Коллектив работал в помещении - бывшей мастерской на бульваре Евлогия Георгиева и самостоятельно финансировал свою деятельность. Успех группы привлек внимание, и Министерство информации и искусств Патриотического фронта поручило им снять фильм о выборах в заветном 45-м году. Фильм называется «Больной» и длится 4 минуты.
В 1948 году кинематография в Болгарии была национализирована. С этого момента за заказом, финансированием и производством фильмов стояло государство, вплоть до изменений после 1989 года. Был создан отдел анимационных фильмов, который возглавил Димитар Тодоров-Жарава. Жарава оставался на своем посту до 1955 года, когда его сменил воспитанник Москвы Тодор Динов. Именно Динов создал сильную болгарскую анимационную школу и вдохновил последователей поднять отечественное анимационное кино на международную высоту. Тодор Динов - создатель фильма «Юнак Марко» 1954 года, который считается первым профессиональным болгарским анимационным фильмом. Это также первый продукт болгарской анимации, отобранный на международном фестивале («Карловы Вары», 1956).
Тодор Динов снял и самый успешный болгарский анимационный фильм «Ромашка» (Теменужка, 1965) - это яркая притча о доброте и любви, где маленькая девочка (нарисованная мягкой, закругленной линией) аккуратно срывает цветок, ускользнувший от острых ножниц бдительного остроугольного дяди, который всячески пытался его разрезать, оторвать, уничтожить. Но за неожиданным поворотом простой истории можно прочитать фундаментальную критику идеологически ограниченного мышления. Можно также увидеть более философский аспект человеческих отношений, где любовь всегда побеждает насилие.
Следующее громкое имя в анимационном и игровом кино – Иван Андонов. Его фильм 1967 года «Эсперанса» — настоящий феномен в болгарском анимационном кино, задавший новые формы выражения и поставивший вопросы, волновавшие многих художников и ученых страны в 60-е годы.
1970-е годы были периодом яркого творчества «отца» «Трех дураков» Доньо Донева, который начал работать в области анимационного кино в 1950-е годы, но именно «Три дурака» выдвинули его на вершину в 1970 году. Над сериалом о трех неуклюжих мужчинах в синих, зеленых и красных штанах Донев работал с 1970 по 1990 годы. Другими его успешными проектами стали «Умная деревня» и «Диагноз», который стала его последним законченным фильмом.
Во второй половине 70-х в налаженный дом болгарской анимации прилетели двое «ужасных детей» из ВГИКа — Анри Кулев и Николай Тодоров. Они совершили своего рода культурную революцию, навязывая свое субъективное, довольно мрачное и тревожное видение глобальных проблем, отказываясь от линейного сюжета и отдавая предпочтение черно-белой графике как наиболее адекватному средству выражения. Они также предпочитали снимать свои собственные фильмы от начала до конца. Программный фильм Анри Кулева «Гипотеза» (1976) — апокалиптическое эссе о моральном кризисе человечества и иррациональной руке судьбы.
80-е годы были самым сильным периодом болгарского анимационного кино. В течение этого десятилетия создавали произведения тогда еще молодой Славян Бакалов, Красимир Иванов, а также такие старейшины, как Пройко Пройков. Сотир Гелев также приобрел опыт работы в анимации в фильме «Цыпленок» (1982). Созданный в 1984 году фильм Слава Бакалова «Женитьба» получил награду за лучший анимационный фильм в Каннах. Производство анимационных фильмов в Болгарии в 1980-е годы выросло в два раза по сравнению с 1970-ми. Апофеозом стала номинация на студенческий «Оскар» кинокомпании «Кансервфильм», созданной Златиным Радевым и завоевавшей множество престижных наград в 90-е годы.
Последним большим успехом болгарской школы анимации стала номинация Тео Ушева на премию «Оскар» в 2017 году.
Портрет дирижера и композитора
19 июня исполняется 95 лет со дня рождения Жюля Эфраима Леви (1930-2006), композитора, музыкального педагога...
Юбилей Георгия Парцалева
16 июня мы отметим 100-летие со дня рождения невероятного болгарского актера Георгия Парцалева (1925-1989), известного...
Экологическое искусство Кристо
13 июня исполняется 90 лет со дня рождения Христо Явашева-Христо, американского художника и скульптора болгарского...