Драгомир Йосифов о Димитре Ненове

31.08.2020

Драгомир Йосифов о Димитре Ненове

Сегодня, в рамках программы #БКИонлайн мы поговорим о песенном творчестве одного из крупнейших болгарских композиторов Димитра Ненова (1901-1935). Новый цикл Болгарского культурного института в Москве «Композиторы представляют композиторов» открывают размышления композитора и дирижера Драгомира Йосифова:

О Димитре Ненове

«Димитра Ненова можно назвать фантастической фигурой болгарского музыкального искусства. Пришедший из XIX века пианист-виртуоз в высоком смысле этого слова, архитектор-новатор, композитор с необыкновенной поэтикой, которая не подчинялась ни требованиям актуальности, ни традиционности, а еще – Ненов философ, эстетик, учитель, фармаколог, путешественник... И все это уместилось в одну жизнь, которую сильно сократили нападки извне и его внутренние терзания. Ему было всего 52 года.

Неординарных личностей всегда окружают удивление и восторг, которые заставляют выделяющихся на фоне общей посредственности и ограниченности испытывать своеобразное чувство вины. Жизнь и имя Димитра Ненова получили свое благословение, а вместе с ним – и стигму его исключительного дара.

В каталоге произведений композитора Ненова, за составление которого несколько раз в разное время брался сам автор, а после его смерти – ученики и исследователи, не много наименований. Некоторые из них, вероятно, существовали только в планах Ненова, другие – исчезли или были уничтожены; а третьи – готовые произведения, которые исполнялись публично, но остались только в голове и руках композитора, потому что так и не были им записаны. К счастью, вокальные пьесы Ненова сохранились в четкой письменной форме. Это важно, ведь многие его произведения содержат ряд неясностей, вариантов, колебаний по отношению к нотному тексту.

Ненов писал песни в основном в 30-е годы XX века. Девять песней для голоса и фортепиано и несколько циклов народных песен в обработке для голоса и камерного оркестра были созданы по заказу Радио Софии. Для Ненова пение, голос – это сущность, высшее проявление человеческой природы. В одном своем письме он утверждал, что пение – это выражение высокого состояния духа, называл его «гордым самовыражением» и «истинной волей». В том же письме он постарался объяснить, чем отличается его вокальный стиль от оперного, церковного или народного исполнения. Отсутствие ложного пафоса, искусственности и манерности; скорее патогенный, рожденный под напором чувств вокальный жест; гибкая линия мелодии («льющаяся», как подчеркивал композитор); богатая, яркая, гармоничная среда фортепиано, которое ни в коем случае не «аккомпанирует», а «со-участвует» и даже «режиссирует» маленькие монодрамы в представлении голоса. Таковым был и подбор текстов песен: на стихи Шарля Бодлера (две самые ранние, написанные в 20-е годы), Димчо Дебелянова, Пейо Яворова, Доры Габе, Елисаветы Багряны, Владимира Русалиева, Димитра Пантелеева. «В основе каждого стихотворения – конфликт», – говорил Атанас Далчев в своих «Фрагментах», - «и каждое из них – это маленькая драма». Интересно, что Ненов одинаково свободно обращался и к поэзии символистов, и к женскому имажинизму Багряны, и к предметной лирике тогда молодых Пантелеева и Русалиева. Ненов действительно искал не звучных или ярких слов, а конфликт, который они выражают, составляя хотя бы и маленькую, но драму. Это заставляет нас думать об экспрессионистической основе его песней, далеких от импрессионистических беглости и вялости, и тем более от сентиментального сладкозвучия. Этот экспрессионизм, привнесенный к нам последовательными усилиями Гео Милева и Чавдара Мутафова (близкого друга Ненова), Ивана Милева и Исаака Даниэля, Ламара и Пипкова, – одновременно социально ориентированный и конструктивистский; утонченный и варварский. Таков был и интеллектуальный круг Димитра Ненова, таковой была и окружающая, и понимающая его среда, которая питала и развивала его композиторское воображение.

Вокальная линия песней ритмически чрезвычайно свободна, она освобождена от диктата тактовой черты, характерны и частые ритмические энсамбменты. Не случайно Ненов подчеркивал, что его произведения для голоса – это не песни в привычном смысле слова, а «настоящие поэмы», драматично развивающиеся в конфликте стихотворного размера и музыкального ритма.

Надо назвать источники мелодической и ритмической ткани этих песен. Это – хотя и не явно – византийская певческая традиция, которую мы можем ясно услышать в таких произведениях, как «Святая» или заключительных частях цикла «На даче»; также наследие болгарской монодии – церковной или светской. Строгость мелодии обогащена тонкими модальными изменениями, которые также вносят изменения в аффект, в цвет ощущений. Наряду с этой строгостью есть бесконечная свобода и некая словесная непосредственность изложения текста, не квадратная структура фраз, внезапные затихания и прерывания, громкие моменты экзальтации.

Несколько слов о гармонии Ненова: основанная на резонансах, балансирующая между реальностью и ауральностью в акустике, она как бы образует витражи, через которые текут мелодические линии. Гармоничное мышление композитора косвенно свидетельствует о его удивительно тонком слухе.

Песни Димитра Ненова отличаются не столько своей современностью, сколько своевременностью – они содержат тот энзим вечной модерности, который ускоряет художественные процессы и не зависит от исторической и эстетической среды. «Если что-то написано Неновым, то оно и болгарское», – гордо заявлял композитор. А я позволю себе добавить, что если что-то Неновское, то оно и модерное.

Сокровищница песней Ненова еще предстанет перед нами во всем своем блеске. Совсем или почти неизвестная за пределами Болгарии, она – увы – не в полной мере изучена и любима и у нас. В этом смысле, каждое событие по популяризации его песней – это бесценный шаг к тому, чтобы исполнители и публика полюбили произведения Димитра Ненова».



Весела Груева, театровед: «Спасибо, господин Иосифов. Вам делает честь то, что Вы не просто представляете одного музыкального гения, но и показываете масштаб его фигуры в контексте подзабытой эпохи болгарского модерна, помещаете его в достойную, малоизвестную, но мощную творческую среду. В детстве я слушала Димитра Ненова - исполнителя, и я помню его фортепианную пластику, его звучание. Я не помню его лица, я не видела его. Не уверена, что в Болгарии его скоро оценят. Но в России – смогут, они знают свой модерн».

Послушать произведения Димитра Ненова:

"Очи Берты", текст Шарля Бодлера

La mort des amants (Смерть любовников), текст Шарля Бодлера

№1 из цикла "На даче", текст Елисаветы Багряны

№2 из цикла "На даче", текст Елисаветы Багряны

№3 из цикла "На даче", текст Елисаветы Багряны

"Святая", текст Елисаветы Багряны

Погасло солнце, текст Пейо Яворова

***

Болгарские сезоны в Иностранке.

Болгарский культурный институт совместно с Центром славянских культур Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино.

Галерея

ВВЕРХ