Когда имена говорят сами за себя

06.02.2020

Когда имена говорят сами за себя

4 февраля в клубе «На Мосфильмовской» состоялся вечер БКИ, посвященный творчеству болгарского аниматора, лауреата многочисленных премий и номинанта на «Оскар» Теодора Ушева.

Искусствовед и ведущий эксперт Болгарского культурного института Майя Праматарова рассказала гостям о жизненном и творческом пути Теодора и о его работе с одним из самых известных болгарских писателей Георгием Господиновым.

«Для разминки» и чтобы почувствовать уникальный авторский стиль, были предложены к просмотру гипнотические работы Ушева «Лунатик»/Sonámbulo (2015) и Demoni (2012). Обе – с музыкой Николы Груева-Коттарашки, органично сочетающейся с абстрактными и динамичными визуальными образами. При создании «Лунатика» Теодор Ушев опирался на поэзию и рисунки Лорки, Demoni же больше отсылают к болгарскому фольклору.

Особое внимание на вечере было уделено фильму, который в 2017 году номинировался на «Оскар» – «Слепая Вайша»/Blind Vaysha (2016). Мультфильм, выполненный в стиле линогравюры, покорил сердца зрителей и критиков и получил множество призов на международных фестивалях. Перед показом был прочитан одноименный рассказ (или, скорее, философская сказка) Георгия Господинова о девочке, которая одним глазом видела только прошлое, а другим – только будущее, и не могла жить в настоящем. Перевели текст на русский язык студенты МГЛУ.

Среди других показанных фильмов были авангардная короткометражка под музыку Георгия Свиридова «Башня Боухер»/Tower Bawher (2006), входящая в трилогию о крушении коммунистического общества, и атмосферная работа с музыкой Арво Пярта по мотивам произведений Кафки «Человек, который ждал»/L'homme qui attendait (2006), получившая награду Канадского киноинститута за лучший анимационный фильм.

В целом, 2006 год для Теодора Ушева был плодотворным: в этом же году вышел его мультфильм «Царица»/Tzaritza – история о шестилетней девочке из Монреаля, у которой в Болгарии живет бабушка. Девочка мечтает о воссоединении семьи и летит на родину. Можно предположить, что этот красочный анимационный фильм отчасти автобиографичен.

Последний на сегодняшний день фильм Теодора Ушева «Физика грусти» посвящен его отцу и тоже создан на основе романа Георгия Господинова. Работа над 27-минутным фильмом длилась 8 лет, и сам автор говорит о нем так: «В каком-то смысле это был фильм-камикадзе. Если бы я потерпел неудачу, это изменило бы мою карьеру». Но «Физика грусти» оказалась весьма успешной и даже попала в шорт-лист премии «Оскар» в 2019 году.

Важным гостем на этой встрече был режиссер-мультипликатор Алексей Котёночкин, друг Теодора Ушева. Алексей поделился впечатлениями от общения с Теодором и рассказал о том, как его многочисленные таланты смогли раскрыться именно в анимации, а также как много для него значила номинация на «Оскар».

Теодор Ушев уже давно живет и работает в Канаде, но не забывает болгарские корни, что чувствуется практически в каждой его работе.

Гости вечера узнали, что эксперименты Теодора Ушева не ограничиваются анимационными фильмами, он также является автором различных инсталляций, в том числе в технике дополненной реальности. Кроме того, он преподает и проводит мастер-классы по всему миру.

Приглашенные гости, киноведы
Марина Мамаева, Яна Бовбас, Виктория Щепетева

Галерея

ВВЕРХ