Без барьеров

09.11.2024

Без барьеров

9 ноября исполняется 110 лет со дня рождения Павла Вежинова (1914—1983), болгарского писателя, прозаика, сценариста, общественного деятеля. 

Павел Вежинов (настоящее имя — Никола Делчев Гугов) родился 9 ноября 1914 года в Софии и вырос в софийском квартале Драз махала, где его отец, предприниматель, построил дом. Учился в Первой мужской гимназии, но был исключён в седьмом классе за демонстративный отказ прочитать молитву. Прощён по случаю всеобщей амнистии, связанной с женитьбой царя, но вскоре исключён вновь — за участие в марксистском кружке. Через несколько лет продолжил обучение в частной гимназии в Варне. С 1938 по 1944 гг. учился на философском факультете Софийского университета.

Печататься начал с начала 30-х гг. Первые литературные опыты — сатирические стихи в журнале «Жупел». Затем полностью переключился на прозу, сотрудничал в нескольких болгарских изданиях. Один из первых рассказов молодой писатель принёс в журнал «РЛФ», поставив подпись — Михаил Кедров, но редактору не понравился псевдоним и автор тут же придумал новый, заметив вывеску на расположенной по соседству мясной лавке — «Вежен». В 1938 году вышли первые книги — сборник серьёзных рассказов «Улица без паваж» («Улица без мостовой») и сборник фельетонов «Весело сърце» («Весёлое сердце»).

В 1941-43 гг. писал приключенческие и криминальные произведения, выходившие под коллективным псевдонимом Е. Брин. В 1942 г. писатель опубликовал ещё один сборник рассказов — «Дни и вечери». В 1944 году в Болгарии произошла социалистическая революция, страна вышла из союза со странами «Оси» и объявила войну Германии. Вежинов вступил в Болгарскую коммунистическую партию, и с осени этого же года участвовал во Второй мировой войне как военный корреспондент и главный редактор газеты «Фронтовак» («Фронтовик»).

После войны Вежинов стал одним из основателей сатирического издания «Стършел» («Шершень»), аналога советского «Крокодила», в 1947 -1951 гг. был заместителем главного редактора «Шершня». 

В 1947 г. Вежинов опубликовал свой первый самостоятельный роман «Синият залез» («Синий закат»), написанный ещё во время войны. Критика обвинила молодого автора в буржуазно-декадентском влиянии и болезненном эротизме. Но после того, как Вежинов опубликовал несколько произведений в духе соцреализма тон критики сменился на хвалебный. Наибольший успех выпал на долю повести „Вторая рота“, получившей в 1950 г. высшую литературную награду социалистической Болгарии — Димитровскую премию. Через год Вежинов был отмечен ещё одной Димитровской премией — за повесть «В полето». Заработав репутацию одного из ведущих болгарских писателей, Вежинов смог значительно расширить литературный диапазон. Во многом благодаря его усилиям к болгарскому читателю вернулись фантастика и детектив, считавшиеся вредными жанрами. В 50-х — 60-х гг. он охотно писал криминальные и политические детективы, часть из них ориентирована на читателей-подростков («Следы остаются», «Происшествие на тихой улице»).

В 1951– 1954 гг. — заместитель главного редактора журнала «Септември».

В 50-х гг. Вежинов был председателем болгарской федерации бокса, совершил поездки на Олимпийские игры 1952 и 1956 гг. Об этих поездках он написал в книгах «На олимпиадата в Хелзинки» (1953) и «До Мелбърн по въздух и море» (1957).

С 1954 г. сотрудничал с кинематографом, автор множества сценариев, некоторое время работал заместителем Генерального директора предприятия «Болгарская кинематография». Трижды получал «Золотую розу» Фестиваля болгарских фильмов в Варне «за лучший сценарий». Вместе с соавторами и членами съёмочной группы оказался в числе награждённых Димитровской премией (1971) за участие в работе над телесериалом «На всеки километър».

С 1972 г. – главный редактор журнала «Съвременник» («Современник»).

Выход сборника «Мальчик со скрипкой» („Момчето с цигулката», 1963) принято считать началом самого яркого этапа в литературной жизни писателя. Он всё чаще обращается к философии, психологическому анализу, поднимает сложные морально-этические проблемы. При этом Вежинов часто использует фантастические приёмы. В 1968 г. опубликован сборник философской фантастики «Синие бабочки».

Вершиной творчества писателя стали роман «Нощем с белите коне» («Ночью на белых конях», 1975) и повесть «Бариерата» («Барьер», 1976), переведённые на многие иностранные языки. За повесть «Барьер» Вежинов получил очередную Димитровскую премию.

Писатель скоропостижно скончался в Софии 20 декабря 1983 года, его последний роман остался незавершённым.

 

ВВЕРХ