Вне Болгарии Фрагмент очерка Ивана Вазова

09.07.2020

Вне Болгарии  Фрагмент очерка Ивана Вазова

Посвящается 170-летию патриарха болгарской литературы Ивана Вазова
(27 июня [9 июля] 1850, Сопот
— 22 сентября 1921, София)
.

Мы рады поделиться с нашими читателями фрагментом его малоизвестного, но очень интересного очерка «Вне Болгарии»Впервые он был опубликован в 1891 году в журнале «Денница». Перевод на русский язык Светланы Куцаровой.

Благодарим за идею и содействие Анну Анастасову, Столичная библиотека, Болгария.


Москва. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. Кремль и его сокровища.
Храм Христа Спасителя. Русское благочестие. Лицо Москвы. Граф Лев Толстой.

Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!
Пушкин

Едва ли есть иностранец (какие бы чувства не вызывала у него Россия), у которого бы при первой встрече с Москвой не забилось быстрее сердце от сильного волнения. Имя Москвы связано с такими великими историческими воспоминаниями, вызывало столько пламенного энтузиазма и страшной ненависти, оно олицетворяет прошлое всего русского народа, и глубоко запечатлено в истории. Какое-то неосязаемое чувство трепетного удивления, схожее с тем, которое ты ощущаешь, приехав в Рим или созерцая Иерусалим, охватывает душу. Чувствуешь, что находишься перед городом великих исторических судеб. Москва - это колыбель той волшебной мощи, которая, двигаясь вперед, росла, окрепла, возмужала, достигла богатырских размеров и подчинила себе половину Старого Света. Расположенная между Азией и Европой, она, как сосна на возвышенности в пустыне, привлекла вихри Востока и дождалась ударов Запада. И победила. Мамай разбился о ее грудь, покрытую броней, Наполеон расплавился в ее пожаре. Эти эпические искры оставили очень глубокие и очень славные раны… Великий Петр грубо отнял у нее корону. Он определил Петербург главным городом России. Москва же осталась ее сердцем. Москва хранит святыни и предания русского народа. Она бережет ключ к скрижалям русской истории, и когда возникает необходимость вписать в них какое-либо значимое слово, то первой его произносит Москва. Москва - это пульс, определяющий, радуется или же плачет русская земля. Русская поговорка гласит: «Новгород-отец, Киев-мать, Петербург-голова, матушка Москва-сердце!». Отнимите у России Новгород, отнимите у нее Киев, Черное море, даже Петербург, Россия будет лишь изуродована: она жила и без них. Отнимите у нее Москву, и она умрет.

Москва славится как своим великим историческим значением, так и чудесным и оригинальным обликом. Поднимитесь на Воробьевы горы и посмотрите на север: перед вами расстилается бурное море из живописных домов с разноцветными крышами, а над ними – целый лес колоколен, позолоченных куполов с блестящими крестами, башен – одни в готическом стиле, другие – в восточном, а некоторые и совсем фантастической формы. Особенно восхитительна группа кремлевских соборов и башен… Они блестят ярко на солнце, похожие на шлемы войска гигантов, очаровывая взгляд своим гармоничным беспорядком, приобретая вид феерии, переносящей тебя в одну из сказок Шахерезады.

Говорят, что только индийский город Дели производит подобное впечатление.

Каждый гость Москвы считает своей первой обязанностью поклониться Кремлю. Так поступил и я. Я зашел в гостиницу «Большая Московская», расположенную как раз напротив Иверских ворот. Пройдя через ворота, я оказался на Красной площади, отделяющей Китай-Город от Кремля. Эта площадь когда-то служила местом сбора жителей Москвы и бояр в важные моменты. Три замечательных памятника украшают это место. Первый представляет собой бронзовые статуи Минина и Пожарского, установленные на гранитном пьедестале; второй – Лобное место – плаха - напротив Спасских ворот. Оно представляет собой округлую платформу, приподнятую над землей, на которую падали, отсеченные секирой, головы государственных преступников. Показали мне возле стен Кремля часовню, некогда это был уголок, из которого Иван Грозный наслаждался кровавыми картинами – это был источник его веселья в старости. Я отвел взор от эшафота скорби, чтобы осмотреть третий монумент: чудесный храм Василия Блаженного, редчайшее произведение зодчества. Пять его великолепных куполов в форме луковичных глав, поднимающихся стройно и величественно в небо, восхищают взгляд своими фантастическими формами и причудливой пестротой украшений. Эта грациозная группа отличается от любых других стилей. Чтобы почувствовать обаяние Храма, нужно увидеть его самому. Он напоминает изящную игрушку гигантского размера, покрытую мозаикой. Целый час смотришь удивленно и не знаешь: что это перед тобой –византийский храм, готический костел, минарет, буддийская пагода, или же феерия? Поэтический сон в камне!

Сама церковь также является образцом эксцентричности. Снаружи она напоминает турецкую мечеть, и полностью расписана разноцветными арабесками. Внутри церковь представляет собой целый лабиринт из перегородок и темных алтарей, в которых можно затеряться. И здесь все стены украшены в восточном вкусе…

Этот храм был построен в 1558 году Иваном Грозным, в память о покорении казанского царства. По легенде, своенравный тиран повелел некоему итальянскому архитектору построить церковь, не имеющую аналогов по своему великолепию. Зодчий построил для него Храм Василия Блаженного. Вдоволь навосхищавшись и налюбовавшись зданием, царь спросил зодчего, сможет ли он построить другую церковь, еще красивее? Ответ был утвердительным. Грозный немедленно приказал убить мастера, чтобы нигде на земле не было построено церкви красивее, чем эта.

В 1812 году, когда армия Наполеона вошла в Москву, французские солдаты приняли этот храм за мечеть, и начали его разрушать. Наполеон остановил их, сказав своей свите: «Не трогайте это чудо! Пусть оно свидетельствует о том, что я сражался с Азией.»

При всей своей ненависти к азиатскому, он все же решил восстановить Храм. Позже, покидая Москву, Наполеон приказал генералу Мортье взорвать Кремль, еще один шедевр. К счастью, взрыв мин нанес ему только частичные повреждения.

Кремль-московский Акрополь- сейчас представляет собой целый город, состоящий из церквей, монастырей, дворцов, арсеналов, оружейной палаты и музея, казарм, крепостей и других зданий. Кремль окружен высокими зубчатыми стенами с большим количеством готических башен, колоссальных дверей и бойниц. Все храмы Кремля являются памятниками исторических событий и хранилищами национальных святынь. Они берегут мощи патриархов и московских царей. Если снаружи эти церкви удивляют больше размерами, чем архитектурным изяществом, то внутри они утопают в золоте, серебре и драгоценностях. В них собраны невероятной красоты веками копившиеся сокровища. В Оружейной палате, находящейся в Новом дворце, под стеклом хранятся царские шапки российских владетелей – от шапки Мономаха до короны Александра II – все буквально осыпанные алмазами, бриллиантами, бирюзой, изумрудами, сапфирами и рубинами разных размеров и огранки. Также там хранятся троны, оружие, посуда и домашняя утварь царей – все из золота, серебра, бронзы и слоновой кости. На столбах висит коллекция трофейных знамен двадцати народов, с которыми Россия вела войны. Между большим количеством экспонатов замечаем походную кровать Наполеона I-го; мраморную статую, представляющую его во весь рост в позе римского Цезаря; карету и лодку Петра Великого и сапоги; которые он сам себе сшил; богатое оружие польских королей; вывезенное из Варшавы после ее покорения. Одним словом, вся русская история, свидетельство вековой борьбы, успехов и растущего могущества русского государственного гения.

Грановитая палата, старый дворец с красноватыми стенами, гостеприимно принимает русского императора, приехавшего для коронации в Кремль - в Успенский Собор. Я увидел и известное «Красное крыльцо», с которого, по преданию, царь, после венчания на царство, появлялся перед народом. Это широкая каменная лестница, перед входом в Грановитую палату. Напротив «Красного крыльца» видны два длинных ряда ядер, захваченных у побежденных народов. Большинство этих ядер имеют надписи на французском языке. Это трофеи, захваченные у армии Наполеона. В начале ряда стоит колоссальная Царь-пушка, которая, судя по ее размеру и весу, не предназначалась для сражений. Рядом находится еще один колосс –Царь-колокол. Этот исполинский колокол оборвался при его подъеме, и упал на землю. Часть колокола треснула, и через отверстие можно войти, как в пещеру. Рядом с Царь-колоколом поднимается колокольня Ивана Великого, самая высокая башня в Москве; ее построил Борис Годунов, чтобы дать работу народу в один из голодных годов. Я поднялся на колокольню и увидел оттуда Москву, как на ладони, во всей ее живописности, окруженную темными лесами и белыми полями на горизонте. В это время зазвонили колокола «Ивана Великого» и окружающих звонниц. Так как я находился выше их, звук донесся до меня громовой и оглушительный, будто бы стреляли ядрами и тряслась башня. Представляю себе, что будет, если во время большого праздника зазвенят тысячи колоколов. Какая хаотичная гармония разнесется в воздушном пространстве! Я сказал тысяча, но думаю, что колоколов в Москве больше, ведь только церквей около 500, и у каждой по несколько колоколов. Ни в одном городе мира нет такого количества колоколов. И русская поговорка отразила это: «Славится Москва невестами, калачами и колоколами».

Первое место как по совершенству, так и по величию исторических воспоминаний занимает Храм Христа Спасителя, расположенный за пределами Кремля. Это монументальное здание недавно построено в память избавления России от Наполеона в 1812 году. Совершенная форма Храма является последним произведением русской восточной архитектуры. Большие белокаменные стены Храма украшены мраморными барельефами (выступающими фигурами), представляющими собой сцены из русской церковной истории и Библии. Блестящий финский гранит, пурпурного цвета, служит подножием храма. Купол, единственный, колоссального размера, одет в золотую броню. Он - геркулес среди московских архитектурных гигантов. Купол Храма сияет на солнце и слепит глаза. Все внутри: пол, стены, алтарь, колонны -  из мрамора. Свод и иконы представляют собой чудесные произведения живописи. На беломраморных стенах правого и левого крыла Храма золотыми буквами вписана вся история войны 1812 года, с царскими указами, именами полководцев и героев. Эта церковь своей грациозностью, великолепием и красотой производит ошеломляющее впечатление, как Храм Василия Блаженного – своей фантастичностью. Московское благочестие буквально наполнило Москву богомольными домами, украшенными внутри золотыми, серебряными, мраморными украшениями и бисером, которые всегда полны православным народом. Русские цари отдавали свои сокровища, а русский мужик – свою копейку, на постройку этих святынь. Кроме церквей на улицах, на каждом углу можно увидеть нарядные, маленькие островерхие часовни, где толпятся богомольцы, чтобы поцеловать образа. Прохожие также снимают шапки и крестятся. Это стало обязательным под аркой Спасских ворот в Кремле, через которые Наполеон покинул Москву. Если кто-то пренебрежет этим или забудет снять шапку, стоящий там полицейский сразу же снимет ее с его головы. Это происходит только с иностранцами, еще незнакомыми с местными обычаями. Возле каждой часовни стоит коробочка, куда богомолец опускает свой гривенник (десять копеек), используемый для помощи другим богоугодным и гуманитарным учреждениям. Часовня известной Иверской иконы Божией Матери привлекает наибольшее число поклонников. С утра до вечера толпы мужчин и женщин толпятся, чтобы поцеловать чудотворный образ; ночью с образом обходят различные благочестивые дома, даря им свою благодать, а утром, когда образ возвращают в часовню, пред ее вратами уже ожидают целые толпы богомольцев, пришедших затемно. Многие из них ночуют на улице, чтобы этим усердием обеспечить себе милость покровительницы несчастных. Святая Богородица Иверская славится по всей России, и со всех ее концов, и из Сибири, идут поклонники преклониться перед святым образом. Везде в домах, в трактирах, в магазинах, в лавках, в комнатах гостиниц, даже на лестницах, висит иконка, перед которой зажжена лампадка. На улицах на каждом шагу видны лавки, а иногда- целые рынки с драгоценными крестами и иконами – для продажи. В этом отношении Москва очень напоминает Рим. Это глубоко религиозное чувство, лежащее в основе всего русского мировоззрения, было главным хранителем русского народа в его многовековой исторической жизни. Вера, с которой связана преданность царю, и сегодня является самой сильной нравственной пружиной, когда нужно пробудить пословичный героизм и самоотверженность этого великого народа. Одна русская поговорка точнее всего выражает эту истину: «Русским богом и русским царем святорусская земля держится».

Москва не восстановилась полностью после гибельного пожара 1812 года. Действительно, кроме Кремля и церквей, в ней есть несколько красивых улиц и много новых великолепных зданий, но большая ее часть все еще представляет собой кривые улицы, простые деревянные домишки, построенные на скорую руку, вскоре после пожара, широкие заброшенные дворы, низкие и бедные лавки и гнилые заборы. Вся эта ветхость чередуется с новыми европейскими постройками. Этот контраст придает городу полуевропейский, полуазиатский вид. При этом в матушке Москве все еще много грязи и вони, и других подобных отголосков прошлого, наследия старомосковской культуры. В дождь или во время таяния снега по улицам стекают потоки непролазной тины. Это сильно опровергает поговорку: «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.» Но это даже придает ей оригинальности. Примечателен сильно развитый вкус москвичей к красному цвету: большинство домов, старых и новых, окрашены в красный, как и их крыши. Белые здания растворяются с них. Эпитет «белокаменная» не подходит Москве, как остальные ее пять эпитетов. Кузнечный Мост - самая красивая улица Москвы, при этом Тверской бульвар – лучший для прогулок. Его украшает памятник Пушкину. Бронзовая статуя, огромного размера, на пьедестале из сердобольского черного мрамора и финского гранита, представляет поэта во весь рост, в задумчивой мечтательности. Москва гостеприимно надолго и нежно приютила его. Но она родила и ласкала не только Пушкина: она была центром научной и литературной деятельности и целый сонм талантов вышел из ее недр.

Единственный живой представитель этой плеяды, и которым гордится Москва – это граф Лев Толстой. В Москве я прочитал только что вышедшую его драму – «Власть тьмы». Ее сюжет взят из сельской жизни, очень мрачен. Молодой крестьянин Никита, слуга другого зажиточного и старого крестьянина, начинает встречаться с его ветреной женой, затем они отравляют старика и начинают жить вместе. Никита наследует имущество своей жертвы, спивается, бьет свою жену каждый день, и с ее согласия насилует ее дочь. Девушка рожает ребенка. Мать девушки, чтобы утаить произошедшее, заставляет Никиту убить младенца, чтобы скрыть первое преступление. Он противится, негодует. В конце концов мать Никиты заставляет его сделать это, и он слушается ее. Выхватывает ребенка у больной роженицы и заталкивает его в выкопанную яму в подвале. Затем он кладет доску над несчастным созданием, наступает на нее, нажимает и слушает, в мурашках по коже, писк ребенка и хруст его костей. Через несколько дней, не выдержав мук угрызений, он рассказывает своим односельчанам об этом и сдается в руки властей. 

Эта драма, написанная со свойственным Толстому талантом и с аналитическими приемами Достоевского, поднимает шум в печати. Одни нападали и обвиняли писателя в несправедливости и в нарочном желании очернить русского крестьянина. Другие, напротив, высоко вознесли достоинства произведения и его реальную правдивость. Они увидели в нем красноречивый отпор крестьянскому культу в определенной части русской литературы. Сейчас мы в разгаре прений. Окончательный приговор «Власти тьмы» критика даст позднее. Но она давно уже высказала свое мнение о самом авторе. В его лице Россия поклоняется одному могущественному гению. Слава графа Толстого растет и в Европе, где его роман «Война и мир» оценивают очень высоко. Граф Толстой уже старый человек, и очень богатый. Он обособленно живет в своем селе в Ясной поляне, недалеко от Москвы. Там он трудится над решением философско-религиозных вопросов. Цель жизни он находит в физическом труде, и связывает с ним возможное счастье на земле. Толстой создал и другое учение: Непротивление злу. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете», он принимает в буквальном и широком смысле. Христианское смирение и покорность перед насилием должны стать делом жизни: только так возможно уменьшить ее горечь.

Поклонники, приходящие его навестить, застают графа в красной крестьянской рубахе, запачканного грязью и пылью, ремонтирующего покошенную лачугу старушки, охраняющей его двор, или строящего забор и выстругивающего колышки тесаком. На витринах всех книжных магазинов в Одессе и в Москве можно увидеть некую красивую картину, представляющую собой старого русского мужика, пашущего на двух конях. Это граф Толстой. Не подлежит сомнению, что эта патриархально-философская жизнь большинству кажется чудаковатой, а его философские размышления – плодом мистического настроения, свойственного старости.

***

Использована иллюстрация - графика из фондов Дома-музея Ивана Вазова в г. Сопоте: «Иван Вазов перед юбилеем», 30 августа 1920 г., Георги Черкезов.

Галерея

ВВЕРХ