24 мая 2024 г. в Москве состоялась презентация романа «Колокол» известного болгарского писателя Недялко Славова. Автор книги был на прямой связи из города Пловдив и с большим удовольствием ответил на вопросы читателей.

Недялко Славов – многократный лауреат национальных премий в области поэзии и прозы, среди которых Национальная поэтическая премия им. Ивана Николова за сборник стихов и поэм «Мраморные годы», Национальная премия в области литературы им. Христо Г.Данова за романы «Фаустино» и «Колокол», престижная премия Издательства «Геликон» в номинации «Новая болгарская художественная литература» за романы «432 герца» и «Колокол». Произведения автора переведены на английский, немецкий и греческий языки. «Колокол» - стал его первым романом, переведенным на русский язык.

Автором русского перевода стала Антонина Тверицкая, выпускница филологического факультета Московского госуниверситета им. М.Ломоносова, преподаватель на курсах Болгарского образовательного центра, преподаватель Высшей школы экономики, переводчица прозы и драмы. Для серии «Новый болгарский роман» Антонина перевела повесть Виктора Паскова «Незрелые убийства». 

На презентации «Колокол» она поделилась своими впечатлениями от работы над текстом: «Да, было сложно, в том числе потому, что главный персонаж – это абсолютная моя противоположность. Но и очень интересно, потому что это наверное самая «болгарская» книга, которую мне доводилось читать».

Редактор книги - Ирина Мельникова, она же была редактором серии «Новый болгарский роман» – совместного проекта Центра книги «Рудомино» и Болгарского культурного института. Автор-составитель антологий русской и болгарской прозы, публицистики и поэзии БИЛ им. М.Рудомино. Организатор международного семинара «Школа молодого переводчика», преподаватель болгарского языка.

Над обложкой романа работал Заслуженный художник Российской Федерации Виктор Никоненко. Художник театра и кино, живописец, график. Создатель сценографии более 90 спектаклей в драматических, музыкальных театрах и театрах кукол в России и за рубежом. Обладатель наград и премий на международных театральных фестивалях в России, Финляндии, Сербии, Иране, Хорватии, Польше и других странах.

На презентации Недялко Славов отметил, что он очень доволен как уровнем перевода, так и качеством изданной книги. Писатель тепло поблагодарил Федора Андреева, директора издательского дома «Кучково поле», в состав которого входит издательство «Икс-Хистори», выпустившее «Колокол».



ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:

«Автор заставляет читателя столкнуться лицом к лицу со всем богатством человеческих переживаний, ощутить весь спектр эмоций, от самых тяжелых до возвышенных чувств.  Роман – очень точное зеркало человеческой жизни – с ее радостями и печалями, ужасом и умилением, надеждой и отчаянием, злостью и заботой, одиночеством и любовью.

Главный герой – человек сложной судьбы, в него автор помешает свое понимание «человеческого» – вместилища добра и зла. Согласно метафоре автора, человек – это дом, где живут «под одной крышей и плохой, и хороший». Но в этом сочетании нет драматической борьбы, скорее, они соседствуют и переплетаются как в древнем восточном знаке инь-ян.

Фон произведения составлен из индивидуальных историй героев, здесь тоже царит разнообразие – судьбы, характеры, происшествия – очень контрастны. Случаи из жизни рассказаны то с серьезностью, то с иронией, но всегда с большим участием.

Из маленьких сюжетов, вписанных в роман, собирается мозаика социальной жизни целой страны, ее динамика, претерпевшая неоднократные перемены. Судьба маленькой деревни в произведении – модель исторического пути Болгарии, пройденного ею с конца ХIX до начала ХХI века.

 Одна из центральных тем повествования – любовь. Любовь ведет главного героя, она дает основы для других индивидуальных судеб, но она также неоднозначна. Любовь появляется с тысячью лиц – и первая наивная, и грязная, и дающая надежду, и меркантильная, и счастливая, и смертельная.

Язык повествования меняется вместе с фабулой: то лаконичен и точен, то превращается в витиеватый узор метафор и полутонов, контуров, в которых читатель может увидеть что-то свое, субъективное, ассоциативное.

Контрасты в произведении не случайны. Автор неоднократно проводит нас к самым границам бытия – границе добра и зла, жизни и смерти, реальности и фантасмагории.

Эта книга звучная, как удар колокола, в ответ на который слышится «живой, человеческий крик». 

Мирослав Ясин

 

***

«Вено – герой романа «Колокол» Недялко Славова. И одновременно он герой нашего времени: оступившийся человек, грехи которого бесспорны и непростительны, но... Оказывается, миру не справиться без Вено.

Пускай не всему миру, но какой-то его части: важной, личной, сокровенной.

«Колокол» не про сложную сюжетную линию. Она как раз проста и кинематографична. Вено – убийца, но именно ему уходящий священник доверяет свой храм, потому что «больше некому». Вкратце это весь сюжет.

Но это не спойлер, потому что роман «Колокол» - это про внутренний мир человека, про ошибки и про внешние обстоятельства, а также про то, что жизнь продолжается вопреки этим обстоятельствам. В этом романе очень много личного для любого человека, который ошибается, сомневается, теряется, но хочет жить. То есть про любого (или почти любого) из нас.

А еще при всей депрессивности – этот роман про надежду. «Убьешь, будешь следующим» – как мантра повторяется в книге перефразированная заповедь. И это повторение не для того, чтобы подтвердить его, а чтобы усомниться. И в самом деле, раз уж осиротевшему храму нужен преступник, значит и в нашей жизни есть место прощению и новому старту. Всегда, даже когда кажется, уже ничего не исправить.

Это откровение – и есть тот самый колокол из названия романа, бьющий в голове (или по голове?) читателя: давай, не закапывай себя, не опускай руки! Все еще будет. Или по крайней мере, может быть.

Отдельные моменты в книге, словно опять же тот самый колокол, бьющийся в голове, вызывают болезненные воспоминания из собственного детства.

Кожаные куртки бандитов, как будто вскользь упомянутые автором, ну разве это не наша история? Кожаные куртки стали символом многих социокультурных явлений 80-х-90-ых, связанных с романтическим бунтом и свободой с одной стороны, и трансграничной преступностью, совершенно новым явлением, с другой стороны. Читаешь, а по телу мурашки, как будто ты опять в тех лихих, переломных, постперестроечных..., когда и интересно, и страшно одновременно.

Умение описать окружающую обстановку – однозначно сильная сторона автора. Простые слова создают объемный образ, открывающий читателю драму внутреннего мира главного героя. Ключевая встреча Вено со святым отцом проходит в прохладном и ухоженном дворе среди знойного дня. Такое описание – казалось бы, всего несколько слов, но оно дает возможность понять, как сложно Вено оказаться в другом для себя мире, как сложно представить, что его ждет дальше после предложения, от которого, видимо, невозможно отказаться.

Размышляя про роман Славова, сложно уйти от сравнений и с другим болгарским колоколом. «Окаменевшие колокола» Элина Пелина – рассказ об эпохе, от которой нас отделяют пять или шесть поколений. Но параллелей с нашей эрой и с новым «Колоколом» слишком уж много.

И там, и тут про вечный вопрос о том, как должен жить человек, чтобы не нарушать неписанные божественные законы. Тоже про добро и зло, про конфликт между материальными и духовными ценностями, про милосердие и сострадание. Элин Пелин – «певец крестьянской неволи» - стал классиком сложного болгарского времени. Славов – певец современности, такой же турбулентной, такой же неопределенной, после которой – кажется, конец. А может, и нет. Но этот «Колокол» звонит по всем нам».

Алексей Орлов

 

***

«Произведение мне понравилось. Автор держит читателя в постоянном напряжении. Жизнь главного героя романа Вено наполнена сложными событиями. Автор показывает смелость Вено в принятии самого себя таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками, страхами и стремлениями, любовью к себе, женщине, миру. В романе показан долгий, наполненный смертельными опасностями путь обретения себя и смысла существования.

Читатель видит ответственность главного героя перед собой и своей душой, жителями села и священником за принятые решения и поступки, за коварство мематов и веру Богу, предательство Лейлы и любовь, за жизнь и смерть!

И как итог пройденного пути – обретение в себе мира и принятие Бога через любовь.

Книга учит тому, что всегда нужно идти по пути добра, опираясь на любовь».

Егор Амплитов

 

***

«Вы сидели в тюрьме? Вы умеете чувствовать запахи и определять на расстоянии кто перед Вами? А может бы Вы умеете разговаривать с деревьями?

Все это умеет делать Вено-главный герой романа «Колокол» Недялко Славова. Простой охранник села в центральной Болгарии. Сторожил мест. Последний защитник болгарских стариков и старушек. Он сражается за христианскую веру и спасает пенсионеров. Отчаянно, будто защищая своих рано умерших отца и мать. Отец-бывший вояка передал Вено свое отчаянное желание вступать в драку при первом удобном случае. За оскорбление в сельском трактире подросток отомстил кровью, схватив отцовский нож и убив обидчика. Не спасли молитвы матери, Вено отправляется на долгий срок в тюрьму. А когда выходит, то обнаруживает пустой дом и село полное цыган. Мематы-цыганский табор, расположившись в селе, грабят дома пенсионеров, отбирая у них последние деньги. Вено по очереди живет в домах пожилых людей и сражается за их честь. Он-кулачный боец. Узнав от жены священника историю местной церкви, он, не задумываясь, принимает решение биться на кулаках за деньги. Храм закрыт за долги и чтобы выкупить колокольню, семья церковника закладывает собственный дом. Отец Васил перед смертью приглашает к себе Вено и поручит ему спасти колокол на единственной колокольне храма. Он дает ему ключ от тайника, где хранится церковная утварь, и ключ от своего сердца, поручая именно Вено сохранить остатки христианской веры в безбожье смутных времен. Вено сражается с мематами, оскверняющими храм, за иконы и свою веру в бога. А они поджигают его последний дом в селе и засылают ту, ради которой юный Вено готов был умереть на церковном дворе и ту, чье имя он сохранял весь свой тюремный срок. Лейла, ставшая его первой женщиной в юности, закончила жизнь в европейских борделях. Однако была возвращена мематами в болгарское село, чтобы опять искусить Вено. Болгарский сын почувствовал свою приближающуюся смерть, видел ее детали во сне, знал, что именно Лейла приведет его к гибели. Ночь накануне событий Вено снится сон, в котором он со всеми умершими жителями села, садится в автобус и пытается уехать. Однако автобус без колес, брошенный местным жителем, лишь везет его по длинным воспоминаниями его юности. А утром Лейла, решив бежать с любимым из села, приводит его после пробуждения не к месту гибели, а к месту спасения. Она убита собственными соплеменниками и спасает любимого своей пролитой на болгарской земле цыганской кровью. А Вено последний раз ударяет в колокол, который звучит в округе поминальной молитвой по единственной и любимой.

«Колокол» Недялко Славова - тонкое повествование о жизни болгарского парня, сражающегося за свою Веру и Любовь».

Елена Немых

 

 

 

ВВЕРХ