День народных будителей

01.11.2023

День народных будителей

1 ноября Болгария чтит память просветителей и революционеров, заложивших основы новой болгарской истории и культуры. Среди них нет ни первых, ни последних по значению. Все они остались в народной памяти и в болгарской истории: цари, полководцы, политики, представители духовенства, книжники, интеллигенция. 

Впервые День народных будителей был отмечен в 1909 году в городе Пловдив. Постепенно чествование этого праздника превратилось в традицию и в остальных городах Болгарии. В 1922 году, по предложению министра просвещения Стояна Омарчевского, указом царя Бориса Третьего 1 ноября было объявлено общенациональным праздником и неприсутственным днем для всех учебных заведений. Праздник превратился в один из символов болгарской духовности и по той причине, что датой для него был выбран день одного из самых почитаемых болгарских святых – небесного покровителя Болгарии Святого Иоанна Рыльского (по старому стилю).

В 1945 году праздник был отменен и восстановлен лишь 28 октября 1992 года Народным собранием 36-ого созыва. 1 ноября - выходной для всех студентов и школьников.
А еще это День болгарской и науки и болгарской журналистики.


Первоначально „будителями” называли просветителей, религиозных и революционных деятелей периода Болгарского Возрождения – ХVІІІ-ХІХ вв. В более широком смысле, однако, к ним можно отнести всех болгар, которые своим делом содействовали духовному росту болгарского народа.

Кто же они, будители болгарского национального духа?

В середине ІХ века царь Борис Первый крестил болгар и приобщил свой народ к этическим ценностям православной христианской веры. Мудрый владетель призвал в Болгарию учеников Святых братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности, которые дали болгарам книги на родном языке. По велению Бориса Первого Наум – один из учеников Кирилла и Мефодия создал Преславская книжная школа – первая славянская школа в мире. Преславская книжная школа была самым важным литературным и культурным центром Первого Болгарского царства и всех славянских народов в ІХ-Х веках.

Дело царя Бориса Первого продолжил его сын – „великий среди царей” Симеон, собравший вокруг себя не свиту, а широкий круг людей пера, переводчиков, мастеров изобразительного искусства. Царствование Симеона было периодом культурного расцвета, названным Золотым веком болгарской культуры. В 870 году Болгарская православная церковь стала первой новой патриархией вне Пентархии, а болгарские глаголические переводы христианских текстов распространялись во всем славянском мире.

Святой Евфимий Тырновский – среди великих болгар и личностей эпохи Средневековья, самый известный болгарский патриарх. Близ города Тырново он основал Тырновскую литературную школу, установил правила правописания и исправил болгарские церковные книги. Эти корректированные тексты превратились в образцы для православных церквей в Болгарии, Сербии, Румынии и России, использующих церковнославянский язык. Известными учениками этой школы были Григорий Цамблак – средневековый болгарский писатель, один из самых значимых славянских проповедников, радетель за принятие оррфографической и языковой реформ Евфимия Тырновского, Константин Костенечки – средневековый болгарский историк и видинский митрополит Йоасаф Бдинский.

На переделе ІХ-Х веков, другая великая личность – монах и отшельник Святой Иоанн Рыльский Чудотворец, своей жизнью и проповедями проложил болгарский путь к Богу. После этого вера в Бога и родной язык стали крепчайшим оплотом болгарского духа. В самые мрачные годы турецкого рабства болгары находили упование за стенами затерянных монастырей, в уцелевших священных книгах. Именно в такой среде в первой половине ХVІІ века болгарский католический архиепископ Петыр Богдан, рожденный в городе Чипровци в 1601 году, написал первую „Историю Болгарии”.

Век спустя монах Паисий Хилендарский написал „Историю славяноболгарскую”, превратившуюся в манифест периода Болгарского возрождения. Тонкая рукописная книга отца Паисия пробудила национальное чувство болгар, воскресив их славное прошлое и внушая им надежду на будущее. Из-за выраженных в «Истории» идей национального Возрождения и освобождения болгарского народа историки считают Паисия основоположником болгарского Возрождения.

Нельзя не упомянуть еще одного монаха – Неофита Бозвели – болгарского духовника, одного из предводителей национального просветительского и церковного движения в эпоху Возрождения, который своими патриотическими проповедями против греческого духовенства возрождал национальное сознание болгар. С 1844 года к его идеям присоединился и духовник Иларион Макариопольский (Стоян Михайловски в миру), который руководил в Константинополе церковно-национальной борьбой болгар.

Яркой фигурой в болгарском просветительском движении в первой половине ХІХ века был монах, учитель и художник Неофит Рыльский (Никола Бенин в миру), названный чешским историком, болгарским политиком Константином Иречеком «патриархом болгарских учителей и ученых», болгарский педагог, который в 1835 году открыл, вместе с Василом Априловым, первую светскую школу в городе Габрово.

Опьяненное идеей свободы, ХІХ столетие пришло в Болгарию с воззванием «Да будет начало!». Изречено это было другим монахом и писателем – Софронием Врачанским, первым последователем дела Паисия. Его лучшее произведение – сборник поучений и слов на все воскресные и праздничные дни года, написанных на основе церковнославянских и греческих источников (популярное, как «Софроние»), имеет историческое значение, так как ставит начало новоболгарской печатной книге и превращает разговорную речь в литературный язык.

В эту же эпоху творил и Петыр Хаджиберович Берон – болгарский просветитель, ученый, энциклопедист, педагог, философ и врач. В 1824 году он издал «Букварь с различными поучениями» или так называемый «Рыбный букварь», ошибочно называемый так из-за изображенного в конце книги дельфина. «Букварь» стал первым светским учебником в Болгарии.

В годы после Освобождения Болгарии состоятельные болгары и благодетели открывали современные школы. Лозунгами той эпохи были просвещение и борьба за независимость. Здесь нельзя не упомянуть демократа, публициста, журналиста, историка и этнографа Георги Стойкова Раковского, которого считают родоначальником организованного национально-революционного движения в Болгарии. В 1841 году он основал в Афинах тайное Македонское общество, поставив целью организовать восстание против османских поработителей.

Как идейный вдохновитель повстанческого движения, он не только заложил основы борьбы за Освобождение: его богатый опыт был использован другими болгарскими революционерами – Василом Левским и предводителями Апрельского восстания 1876 года. Васил Иванов Кунчев, известный как Васил Левски и Апостол свободы – идеолог, организатор и основатель Внутренней революционной организации и Болгарского революционного центрального комитета. Апрельское восстание и последовавшая Русско-турецкая война привели к восстановлению государства Болгария на карте Европы.

Продолжателем дела Георги Раковского и Васила Левского стал болгарский национальный герой, революционер, поэт и публицист Христо Ботев. Он защищал право болгарского народа на самосознание и самоуправление, выступал за радикальную революционную борьбу за счет «просветительской» идеологии, против эксплуатации более слабых в социальном отношении.

Одно из самых известных произведений Христо Ботева – «Хаджи Димитыр» посвящено реальной личности – Димитру Николову Асенову, известному под именем Хаджи Димитр. Димитр был одним из самых известных болгарских воевод, он умер в возрасте 28 лет после тяжелого сражения его отряда с османскими частями. Другой национальный герой, революционер болгарского национально-освободительного движения, воевода, которого нельзя не почтить в День народных будителей – Стефан Димов ‒ Стефан Караджа.

Известны и болгарские деятели эпохи Возрождения, просветители и фольклористы братья Димитр и Константин Миладиновы. Долгое время Димитр Миладинов был учителем во многих городах Македонии, развивал широкую общественную и просветительскую деятельность. В 1861 году в Загребе вышел эпохальный труд братьев Миладиновых – «Болгарские народные песни», в котором они собрали и систематизировали великолепные образцы болгарского песенного фольклора...

Любен Стойчев Каравелов – болгарский энциклопедист, поэт, писатель, журналист, этнограф, борец за Освобождение Болгарии от турецкого рабства. Любен Каравелов писал библиографические труды, статьи по нумизматике, лексикографии, болгарской литературе, культуре, политической истории, содействовал в значительной степени развитию общественной мысли в Болгарии в период болгарского Возрождения...

Добри Петров Чинтулов – болгарский поэт, композитор и учитель, одновременно с этим участвовавший в борьбе за церковную независимость. Писал и распространял патриотические революционные стихи....

Иван Минчов Вазов – «патриарх болгарской литературы», творчество которого – отражение двух исторических эпох – Возрождения и послеосвобожденческой Болгарии, давший болгарам и всему миру роман «Под игом»...

Захари Стоянов – болгарский революционер, политик и писатель, один из предводителей Апрельского восстания, его первый историограф, написавший книгу «Записки о болгарских восстаниях»....

Димитр Талев – известный болгарский писатель, автор тетралогии «Железный светильник», «Преспанские колокола», «Ильин день» и «Голоса ваши слышу» ‒ первого и уникального по объему и глубине в болгарской литературе эпоса о подготовке, восходе и эпилоге Ильинденского восстания 1903 года, показанного как исторически закономерный, неизбежный этап болгарского национального Возрождения и национально-демократической революции....

И многие и многие другие....

мученики, погибшие за христианскую веру в период османского рабства, просветители, революционеры эпохи Возрождения, деятели культуры, писатели и поэты, все безымянные будители народного духа, которых болгары чтят 1 ноября. 

По материалам БНР

Галерея

ВВЕРХ